Литургия, запечатленная в красках рукой Дионисия

[Блогово]

Каждый раз, когда приезжаешь в Вологодскую область, возникает странное ощущение, что ты живёшь не здесь и сейчас, не в 21 году 21 века, а жил здесь и 500 лет назад, и в начале прошлого столетия, и во время Великой Отечественной войны, и в 70-е годы. Время как будто сжимается, и ты свободно перетекаешь из одной эпохи в другую. Почему так? Может, потому, что время тут остановилось и с замиранием сердца можно прикоснуться к каменной кладке или деревянному срубу, которым пять веков, а может, потому, что тишина, простор и отсутствие туристов вследствие удаленности территории дают возможность сосредоточиться.
К слову, и сейчас добраться до Ферапонтова монастыря, например, не имея личного автотранспорта, непросто.

Но сделать это стоит, чтобы увидеть то, что признано мировым сообществом шедевром человеческого созидательного гения, написано на всех путевых указателях от Вологды до Кириллова и туристических картах Вологодской области.

«Мы здесь — ловцы жемчуга, ибо сакральная эта точка на карте России таит в себе сокровище, равного которому на необъятных просторах Родины не существует. Имя ему — ДИОНИСИЙ.»

Если кратко… Более 500 лет назад в 1502 году московский иконописец Дионисий, к тому времени уже именитый, работавший в Успенском соборе Московского Кремля, расписывает вместе со своими сыновьями стены Собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Общая площадь 600 КВ. М., 300 сюжетов.Расписывает очень нежными красками, рисует возвышенные, слегка вытянутые неземные фигуры Богородицы, ее родителей, апостолов. Поразительно, но все, что мы видим, — это и есть рука Дионисия.Стенопись дошла до нас в полном составе, в подлинном виде, она никогда за 500 лет не была закрашена или поновлена.Мало того, она ещё была и подписана Дионисием, что вообще редчайшее явление в русской живописи того времени.Каждый, кто выходил из храма все эти 5 веков мог прочитать на откосе дверного проема слова: «… А писци Деонисие иконник с своими чады. О, владыко Христе, все царю, избави их господи мук вечных.» и, получается, молился за Дионисия и детей его. (Вот как придумал!)
Как так случилось, что все сохранилось? Это во многом стечение обстоятельств: труднодоступная местность, бедность Ферапонтова монастыря, который в 1798 был упразднен «за ветхостью».А ещё подвижничество простых людей, в разные годы оберегавших стенопись.Ну и конечно, подвиг реставраторов, которые даже не реставрировали, а консервировали живопись: изобрели уникальный способ— просто минимально точечно подклеивали частицы красок.
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи — современника Дионисия — к большому сожалению, теперь уже лишь представление о работе Леонардо. И тут надо понять, какой уровень сохранности и подлинности в стенописи Дионисия имеем мы.
Вот уже очень давно в Соборе не проходит служб, и все же литургия в нем всегда звучит — литургия, запечатленная в красках рукой Дионисия.