С большим интересом наблюдаю за дискуссией, развернувшейся вокруг деревни Никола, знаменитой благодаря Николаю Рубцову

[Блогово]

В День России там был открыт "Лайк-парк": детище молодого главы сельской администрации, дерзко впустившего современные архитектурно-ландшафтные мотивы в центр села, не слишком изменившийся со времён Рубцова. Фонари, подсветка, подсыпанные природным материалом дорожки, деревянные арки, в качестве дорожного покрытия под этими арками - палочки для мороженого (которые производят в Николе) , - и фонтан, фонтан!!! - вершина смелой затеи в селе, где по улицам, помнящим Рубцова, мы до сих пор водим гостей в резиновых сапогах.

Разумеется, в одну ветку комментариев пришли ревнители рубцовского творчества и русского слова. Помянули и нехарактерную для Рубцова брусчатку, и странное название Лайк-парк, придуманное главой, и поклонение перед Западом с навязанными архитектурными формами. В другую ветку пришли никольчане и весьма справедливо стали высказывать своё мнение: им сквер, разумеется, близок, и он прекрасен для деревни, отстоящей в 70 км от райцентра; а Рубцова вокруг и так много - музей Рубцова на улице Рубцова, школа имени Рубцова, Рубцовский камень...

Лично я вживую Лайк-парк в деревне Николе пока не увидел, но по фотографиям могу сказать следующее. Общественные пространства, которые проектируют и воплощают в жизнь благодаря ТОСам и "Народным бюджетам" сельские главы и немногочисленные общественники, обычно ужасающе скучны. Дорожка из плитки, гранитная типовая плита (а то и несколько плит в рядочек), пара скамеек. Это не общественное пространство, скажем прямо, - это пространство дожития. Дальше рамок мемориала люди обычно не мыслят. О том, чтобы в деревне появлялось что-то действительно новое, прорывное, похожее на то, что сейчас появляется в тех городах, куда сбежала деревенская молодёжь - речи не идёт от слова совсем.

То, что сделал глава Толшменской территории Сергей Александрович Дресвянин, - во-первых, свежо, во-вторых, живо, в-третьих, сделано с претензией на оригинальность. Подойти к благоустройству по-новому, не бояться фантазировать и придумывать неочевидные вещи (как с палочками для мороженого), отойти от стереотипов (некоторые предлагали сквер Рубцова с памятником Рубцову) - дорогого стоит.

И да, туристы приезжают и уезжают, восхищаясь не изменившимся с рубцовских времён видом берегов реки Толшмы. Но если не будет меняться совсем ничего - деревня обречена, она законсервируется в бытии 60-х. Это допустимо, но это уже - другая реальность, в которой мы говорим о музеефикации, но не о пространстве жизни.

И видно, что местным людям понравился парк.

А ведь главным образом для них, живущих здесь, оставшихся здесь - несмотря на бездорожье, отсутствие сельского хозяйства, внятных перспектив развития - это и делалось.

Остаётся желать, чтобы вслед за благоустроенными общественными пространствами приходили и асфальтированные дороги, и новые рабочие места.

Фото с просторов Интернета.