Размышлениями о народе и власти

[Блогово]

… поделился с вологжанами народный артист России Евгений Князев, представивший на сцене «Русского дома» моноспектакль «Борис Годунов» в рамках 12-го уже фестиваля «Покровские встречи».
Канва сюжета «народной драмы» мне знакома со школы. Потом, по жизни, сюжет сопровождала одноименная конгениальная опера Мусоргского. Сегодня, 19 мая, артист вернул меня к тексту, который надо читать уже осознанно во взрослом возрасте, или слушая вот в таком художественном исполнении.

Это не первая встреча мастера с вологодской публикой в этом жанре. В 2019-м году на сцене драмтеатра с успехом прошел спектакль «Пиковая дама», о чем я писал в соцсетях 11.07.2019 г. Как ни странно, прошлый успех не привел к аншлагу: зал был заполнен на три четверти: то ли последствия ковида, то ли необычная майская жара, то ли дачные заботы отвлекли вологодских театралов от события в театральной жизни Вологды незаурядного.
Идя на спектакль, я с трудом представлял, как можно даже просто выучить эту громаду текста (со всеми ремарками), не говоря о том, сколько нервной энергии надо истратить, эмоционально её пережить и адекватно выразить, чтобы зритель тебе поверил.

В прошлый приезд артист выступал, мастерски используя только данный природой голос, жесты, идущие от смысла текста, пластику тела и минимальный реквизит. Сегодня всё это тоже было, но спектакль шел еще и в сопровождении губернаторского оркестра народных инструментов под руководством заслуженной артистки России Галины Перевозниковой. Оркестр для зрителя усиливал воздействие пушкинского текста, а артисту давал возможность передохнуть. Мусоргский звучал, но не в мелодиях оперы «Борис Годунов», как можно было бы предположить, а в других: сцену «корчмы у литовской границы», например, вполне органично сопровождала «Ночь на Лысой горе), В «тему» драмы вписались и фрагменты из произведений Глинки, Лядова, Рахманинова и даже Шостаковича.

Любое перечитывание (переживание с актером) классики вызывает и реминисценции с днем сегодняшним. Актуально прозвучала мысль Пушкина том, что любой навязанный нам «внешним управляющим» правитель — «предлог для раздоров и войны». Смутные времена имеют свойство периодически повторяться. Остается надеяться, что народ поумнел и не будет безмолвствовать в критические периоды в жизни страны.
Зрители, пришедшие на спектакль, настолько вжились в текст драмы и настолько сопереживали исполнителю, что когда перед девятой сценой раздался громкий взрыв (софит, видимо, взорвался, что впервые на моей полувековой театральной памяти), Е. Князев лишь инстинктивно вжал плечи, а зрители продолжали следить за развитием сюжета. И это, на мой взгляд, лучшая оценка работы актера.