Проблема закона о просветительской деятельности — не в очевидной его омерзительности для приблизительно всех умеющих читать и писать

20.05.2021 [Блогово]

Проблема — в его ошибочности. Вернее — в ошибочности тренда, продолжением которого он является.

Тренд заключается в растущем игнорировании (как минимум) и постепенном запрете (это дело менее быстрое) любой инаковости. Не так важно, идет ли речь о геях, свидетелях Иеговы*, ученых-грантополучателях, школьниках (чуть более, чем полностью), любителях обсценной лексики или о машинистах, как-то не так объявляющих станции орденоносного метрополитена.

Логика «просветительская деятельность всегда во зло» не просто фиксирует собственное (тоже ошибочное) представление о нежизнеспособности и неконкурентоспособности лоялистского просветительского контента. Оно игнорирует то несложное обстоятельство, что просветительство, наука (равно как искусство, религия, хобби и даже акцент на сексуальности самых разных ориентаций) — это не столько потенциально революционные ячейки, сколько пути отвлечения от реалий и от потенциальной «классовой борьбы». По большому счету секты куда более интересны, чем эта самая классовая борьба. Люди слушают лекции условного Дмитрия Быкова (пусть со всеми внутренними политическими подковырками, которые у него там есть), но после них склонны пойти в библиотеку, а не на площадь.

Строго говоря, тут бывает два пути. Первый — условно камбоджийский — репрессирование любой инаковости. Который неизбежно (хотя и не быстро) провоцирует политизацию и мобилизацию репрессируемых — хотя кроме пребывания под гнетом репрессивного тренда их особо ничего не объединяет. Второй хотелось бы назвать для симметрии китайским — но это будет справедливым только в цитировании лозунга про «сто цветов». Он предполагает, что люди легко переключаются с политического на неполитичное и с «общего» на «частное», если это неполитическое и частное кажется им более интересным.

Возьмем, к примеру, дачников или обитателей гаражных сообществ: в советское время — им дали возможность внутренней эмиграции, минимизируя пересечения с государством. В результате ни те, ни другие не были движущей силой смещения советской власти, а спокойно наблюдали из партера или с балкона. То же самое было с верующими (не важно, православными или пятидесятниками) или там собаководами. Да и после падения советской власти важным фактором распада интереса к политике становится появление многообразных неполитических изданий, оказавшихся не менее увлекательными — от Cosmo до «Вестника ЗОЖа».

Поэтому самое логичное для недопущения сращивания общественной и политической жизни — как раз поощрять и не мешать жить всем этим микросектам — от библиофилов и вышивающих бисером до бинджвотчеров и BSDM. Не допускать их политизации и политического единения. Но вместо поощрения ухода желающих потенциальных недовольных в эту свою науку, искусство, геймерство, собирательство и бортничество, наоборот, зачем-то делают недовольными плюс/минус всех, кто связан с наукой, просветительством и атипичными хобби.

А ведь еще Маяковский указывал на смертельную опасность для дела революции «страшнее Врангеля» обывательского быта и домашних канареек. Но все болели, когда это в школе проходили.

 


*«Свидетели Иеговы» запрещены в России, их признали экстремистской организацией в апреле 2017 года, с тех пор сотни верующих подверглись уголовному преследованию.

Ещё блоги

Вместо перевернутой остановки поставили стенд информации

Автор: Дмитрий Самойлов

Очень оригинальная идея! В дождь под этим козырьком людям стоять?

13

Согласно некоторым источникам, в начале ХХ века Рубеженская церковь была капитально перестроена усердием местного священника и прихожан, трудившихся на семи близлежащих шлюзах

Автор: За рулем историк

История Церкви Казанской иконы Божьей Матери, расположенной в старинном селе Верхний Рубеж Вытегорского района Вологодской области, весьма насыщена и представляет интерес для любого, увлекающегося историей и деревянным зодчеством.

74

30 тонн пластика в ближайшее время уедут с нашего завода на предприятия по переработке

Автор: Чистый След

Из общего мусора, вручную сотрудники выбирали каждую бутылку, каждую банку, стеклобой. Это большой труд.

82

Сергей Юрьевич Баранов: чтение как труд и творчество / Насон Грядущий

Автор: Насон Грядущий

Мы поговорим о формах преподавания, переводе зарубежной литературы и чтению с электронных носителей

480

Известный российский писатель Михаил Михайлович Пришвин бывал в Вологде и жил в доме Ленинградской, 2а

Автор: Сохраняя будущее: деревянная Вологда

Этот факт произошел как раз в мае. Только далекого 1935 года

411

Прошла депортация – реабилитировали, прошли расстрелы – реабилитировали

Автор: Бессмертный барак

Тысячи преступлений против народа совершили – а потом это жалкое – "РЕАБИЛИТИРОВАН", и можно по новой

459

Страшнее государственной цензуры может быть только самоцензура

Автор: Евгения Сибирцева

Еще печальнее, когда цензура проникает в сферу культуры

476

Ленин в Вологде

Автор: Александр Сазонов

никогда не был, только письма писал ссыльной сестре Маняше по адресу: ул. Московская, дом Самарина, кв.3

406

В Международный день музеев я хочу рассказать о двух чудесных вологодских музейных проектах

Автор: Нина Смелкова

которым я немного помогаю развиваться в меру своих литературных способностей

463

В дожди нас просто топит и рушится пешеходный мост, единственная переправа для людей до деревни

Автор: Нина Пирязева

Вот так живут жители деревни Поварово Югское поселение. Берег со стороны деревни уже почти обвалился.
Видео

674

Жителям многих деревень, дороги которых уже поучаствовали в «испытаниях», есть что сказать

Автор: Елена Крюкова

Приглашаем прокатиться с ветерком по отремонтированной Костяевской дороге по данной технологии

566

При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

Яндекс.Метрика