«Шедевры на потоке», — подумал я, посмотрев спектакль «Ностальгия по настоящему…» в вологодском Театре для детей и молодежи

[Блогово]

О первом — «Старые песни о нас» — я писал в заметке «Вологодский ТЮЗ можно закрывать» почти четыре года назад. Похоже, рекорд «Старых песен…» перекрыт, если вообще можно говорить о творческих работах спортивными терминами. Для такого утверждения есть несколько оснований.

Во-первых, общее руководство постановки взял на себя главреж театра Борис Гранатов (режиссер-постановщик, балетмейстер Наталья Петрова-Рудая), сделавший подарок к своему 75-пятилетию и в финале вышедший на сцену в роли самого себя; во-вторых, если в «Старых песнях...» звучали шлягеры, знакомые поколению «50+» (более молодые воспринимали их просто как талантливо поставленные номера), то в новом спектакле у большинства сидящих в зале зрителей каждая песня ассоциировалась с личными переживаниями, что компенсировало отсутствие сюжета (не умаляю работу авторов сценария В. Лимонова и И. Рудинского, придумавших идею и задавших канву сюжета); в-третьих, жанровое разнообразие музыкальных номеров стало шире — от романса до рока, от сольного исполнения до участия в действе всей труппы (причем взгляд не успевал следить за действиями каждого из актеров).

О профессиональном уровне спектакля говорит и привлечение к постановке хормейстера Ларисы Васильевой и аранжировщика Антона Чекавинского из областной филармонии. Слушал актерское исполнение почти наизусть знакомых шлягеров и ни разу не пытался сравнить их с пением звезд эстрады, благодаря которым эти песни и стали известными, — не только потому, что все артисты ТЮЗа сами неплохо поют, но и благодаря тому, что игра, танец и режиссерские находки в комплексе привели к мультипликативному эффекту, как бы сказал экономист.
Зрители аплодисментами оценили работы художника по костюмам Ольги Резниченко, что случается нечасто; занавес после спектакля раздвигали три раза, что бывает у нас еще реже.
Спектаклю обеспечен кассовый успех.

Всё бы хорошо, но терзает одна мысль: а почему таким же успехом не пользуются в Вологде драматические постановки, например «Утиная охота», которую предлагали номинировать на «Золотую маску»? Если и дальше ТЮЗ будет разрабатывать эту «золотоносную жилу» спектаклей-концертов, не потеряем ли мы тех зрителей, которые считают театр не «только «развлекаловкой»?

Интересное наблюдение: на драматических спектаклях чуть меньше зрителей со светящимися экранами смартфонов, но гораздо больше людей с программками в руках…
Вот так получилось — начал «за здравие»…