Весной 1984 года академик Сахаров в горьковской ссылке объявил голодовку. Его запирают в больнице, изолируют от всех, включая жену Елену Боннер, и начинают насильно кормить, а по сути пытать: закалывают психотропами и вводят питательные растворы внутривенно, скручивают и закачивают смесь для космонавтов через зонд, вставленный в правую ноздрю, зажимают нос, чтобы академик, задыхаясь, открыл рот, и вводят через шланг туда пищу. Во время одной из таких процедур пожилой Сахаров пережил микроинсульт — с тех пор у него до конца жизни едва заметно тряслась нижняя челюсть. Больничная изоляция Сахарова длилась больше 4 месяцев. Все это время за здоровьем Сахарова пристально следила мировая пресса, президенты ведущих держав требовали прекратить издевательства над академиком и удовлетворить его требования. Вместо этого советская власть выпускает пропагандистский фильм, рассказывающий о том, как хорошо Сахарову живется в Горьком. Вот как описывает это председатель КГБ Чебриков в записке Андропову: »…«В целях публичного разоблачения распространяемых на Западе инсинуаций о Сахарове < > КГБ СССР на основе негласных съемок подготовлен телематериал о позитивных сторонах жизни Сахарова и Боннэр в Горьком». Всего было создано пять таких «фильмов», их дистрибуцией занималась почему-то немецкая бульварная газета «Бильд» и какие-то фрагменты действительно были показаны по ТВ в западных странах.
Я видел первый «фильм» из этой серии. Большую его часть академик Сахаров ест — это должно было показать, что в больнице он находится на добровольном лечении, а не в связи с голодовкой. Снимались эти кадры уже после того, как Сахаров, не выдержав пыток, прервал голодовку. В нарушении всякой этики показывались фрагменты осмотра Сахарова — вот пожилой человек снимает майку, приспускает штаны — эти тайком сделанные кадры должны были убедить иностранцев, что с академиком все в порядке. Лечащий врач жизнерадостно перечисляет на камеру болезни академика. Вот Сахаров гуляет с Боннер, хотя в момент выхода «фильма» он был изолирован в больнице, — то есть за текущий момент выдавались кадры, снятые в другие годы ссылки. В фильме есть эпизод, в котором Сахаров якобы свободно читает западную корреспонденцию. На самом деле ему принесли ее только раз — специально для съемок. «Ужасно, когда фальсифицируют твою жизнь» — писала позже Боннер.
Я вспомнил об этом пропагандистском трэше, когда посмотрел сюжет RT о посещении «правозащитницы» Бутиной колонии, где сидит Навальный. Идеальная чистота, библиотека, стол для настольного тенниса, бодрая врачиха, рассказывающая о здоровье Навального, несчастные зэки, бубнящие о том, как хорошо сидится оппозиционеру, ну и сама Бутина, заскочившая на часок в колонию, чтобы публично разоблачить Навального в инсинуациях. Конечно же, в пропагандисткое вранье и в ламповые 80-е никто на Западе не верил, тем более не верит сейчас. На дворе 21 век, Навальный деанонимизировал своих неудачливых убийц с помощью интернета, и даже сейчас, брошенный в тюрьму, регулярно ухитряется публиковать посты о своих злоключениях в инстаграме, а эти бумеры продолжают бездарную традицию создавать «позитивный образ» своим преступлениям– вместо того, чтобы перестать их совершать.