Полистала документальный фильм о скопинском маньяке, где его интервьюирует Ксения Собчак. Полистала из-за того, что идет спор между журналистами, нужно или нет такое снимать. Одни вопросы — вот сколько их было после этой истории до просмотра этого фильма, столько и осталось. Даже еще больше появилось. Хотя как зритель я думала, что он поможет найти ответы.
Куча вопросов: почему на оперативном видео 2004 года девушки, пробывшие больше трех лет в заточении в таком аду, так спокойно общаются (может, что это какая-то защитная реакция организма сработала — отключиться от реальности); почему нет пожизненного заключения за такие преступления, почему его не признали неадекватным (ну он же точно больной); почему некоторые журналисты, включая Собчак, и СМИ оплачивали ему жилье после выхода из колонии и платили гонорар (это какой-то сюрр. Это еще можно было бы понять, если бы эти расходы помогли жертвам или помогли бы каким-то образом возможным будущим жертвам — но я не вижу тут связи, мне кажется, эти траты помогли только маньяку, помогли ему комфортно устроиться); зачем задавать жертве вопросы интимного характера (они вообще никак не помогают раскрыть историю и работают только на хайп); зачем в отношении изнасилования использовать фразу «сексуальные подвиги»?
И куча, куча других вопросов. В ФБ идет спор, нужно было или нет снимать маньяка. Мне казалось, что не нужно, и после просмотра фильма мне кажется так же, потому что фильм не дал ответа на вопрос, зачем его нужно было снимать. Это мои личные ощущения. Мне кажется, некоторые люди, посмотрев этот фильм, будут считать этого неадеквата обычным человеком без всяких отклонений. В то же время я не считаю, что его дом нужно сжечь, а его убить — это тоже какой-то ад. В идеале хотелось бы, чтобы он никогда не выходил на свободу и его бы больше никто не видел. И тем более не видел, что человек ни о чем не жалеет. Он хоть и извинился перед жертвами на камеру, но все его поведение в течение съемок говорит о том, что это просто слова для камеры и что он не жалеет.
В общем, я ничего не понимаю. Но то, что одни девушки сядут в машину к незнакомому человеку, а другие — нет, это факт. Так было и 20, и 30, и 40 лет назад, так остается и сейчас. И было бы хорошо, чтобы после просмотра таких документальных фильмов те, кто готовы сесть, поняли, что этого делать нельзя (потому что маньяки будут всегда, с этим общество не сможет сделать ничего, но можно постараться по максимум предотвращать такие преступления). Но поймут ли они это после этого фильма?..
Включение в фильм реплики преступника о том, что у второй девушки больше нет детей и что «надо бы снова ей заняться» — это вообще за гранью добра и зла, по-моему.
UPD. Естественно, нет, мне самой не захотелось поддержать после этого фильма маньяка. Но у меня в друзьях умные люди и мы все понимаем, что уровень развития, образования и мышления у всех разный. Я, например, и за «Единую Россию» голосовать не пойду. Но ведь есть же те, кто ходят просто потому, что у них недостаточно информации. Много просмотров — это просто цифры, будет ли положительный эффект? Думаю, ничего, кроме хайпа (