Знаете ли вы, что термин hostis populi Romani (враг римского народа) пришел из Римской империи? Тогда же существовал и реестр лиц, выполняющих функции иностранного агента. Он назывался проскрипцией.
Проскрипционные списки включали лиц, объявленных вне закона. За выдачу или убийство включённого в списки назначалась награда, за укрывательство — казнь. Имущество проскрибированного подвергалось конфискации, потомки лишались почётных прав и состояния.
Диктатор Луций Корнелий Сулла Счастливый придумал проскрипцию в 80 году до Рождества Христова, если что.
Реинкарнацию термин ennemi du peuple получил во время Великой французской революции. В правовую практику понятие было введено в год якобинской диктатуры, содержание термина было детализировано в декрете 10 июня 1794 года, открывшем собой эпоху так называемого «Большого террора». Враги народа наказывались смертной казнью. Враги народа арестовывались по анонимным доносам. Судебная процедура была упрощена: не было ни защитника, ни прений сторон.
Успешный международный опыт, проверенный веками.
На Русь понятие пришло с Февральской революцией 1917, сначала Керенский, затем и Ленин активно ввели его в обиход. Про сталинские репрессии и так всё известно. Среди прочего отец народов ввел понятие «члена семьи врага народа».
Между прочим, термин был и в Конституции СССР 1936 года. «Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа» (часть 2 статьи 131).
По недоразумению понятие «иностранного агента» не появилось и в свежих поправках в Конституцию РФ.