Досмотрела сериал «Перевал Дятлова». Знаете, друзья мои, а понравилось кино

[Блогово]

На данный момент это лучший из художественных фильмов о погибших туристах, да и вообще тут ситуация, как с сериалом «Чернобыль». Ведь даже странно, почему в России до сих пор не было своего фильма о погибших ребятах, это же наша история.

Классный ход — стилизовать чётные серии под советские фильмы 60-х годов. Очень здорово играют молодые артисты (Иван Мулин, Александр Метёлкин, Маша Мацель и т. д.). Озвучка только не очень: актеры специально говорят тихо, чуть не шёпотом, нагнетая обстановку, особенно в нечётных сериях про расследование, а получается, будто у них каша во рту. Кстати, это одна из самых распространенных претензий к фильму на зрительских форумах. Зато музыка отлично подобрана.

Задумалась также: вот два фильма — «Цой» Алексея Учителя и «Перевал Дятлова» (режиссеры — Валерий Федорович, Евгений Никишов, Павел Костомаров, Степан Гордеев). Сняты обе ленты на основе реальных исторических событий. В обеих картинах режиссеры даже не меняли имена персонажей. Но из-за «Цоя» дикий скандал, и часть людей бойкотирует показ, а «Перевал Дятлова» поругивают, конечно, за то и за сё (а кого не поругивают? всех поругивают), но в целом рейтинги высокие и больше хвалят, потому что есть за что.

В чем причина таких отличий? В очень банальной вещи — в художественной правде. Она отличается от «правды действительности», но, тем не менее, в произведении искусства она должна быть. Да, свободу творчества никто не отменял, но ведь и общечеловеческие ценности тоже, к тому же есть фактор здравого смысла.

Очень понравилось, как отозвался о фильме «Цой» писатель Роман Сенчин : «Посмотрел фильм „Цой“. Перед походом в кинотеатр, зная творчество режиссера Учителя, думал, что наверняка буду злиться после сеанса. Но не злюсь, а нахожусь в полном недоумении. Пытаюсь мысленно подобрать логические объяснения эпизодам, да и рождению фильма целиком. Не получается. А кто-нибудь может объяснить, зачем это, для чего?»

Я уже после трейлера «Цоя» не смогла понять «для чего», поэтому фильм смотреть не буду. Мне это как-то физически даже неприятно. Если уж у режиссера есть право на свободу в абсолюте, то по этой логике у зрителя и тем более. Ну, а про «Перевал Дятлова» я отлично понимаю «для чего».