Заметила, что в деревенской архитектуре очень символично отражается всё то, что происходит с крестьянской жизнью в наши дни

12.11.2020 [Блогово]

Избы в моей родной деревне Полтинка всегда напоминали мне ковчег Ноя. В долгие зимы люди и животные спасались в них от морозов, летом — от жары, осенью и весной — от дождей и промозглой сырости. Особенно это впечатление «изба-ковчег» усиливается в снежную пору. Как заметёт со всех сторон снежными штормами, так и кажется, что дома храбро бороздят бескрайний белый океан. Вот и у Башлачева есть тот же образ в «Зимней сказке»:

Как эскадра в строю, проплывают корабли деревень,
И печные дымы — столбовые мачты без парусов.
И плывут до утра хутора, где три кола — два двора,
Но берут на таран всероссийскую столетнюю мель.

Жилая часть для людей и хлев для животных соединены в наших избах своеобразным «коридором» — мостом. Это и в самом деле мост, потому что он ведет из мира людей в мир животных. На «первом этаже» хлева располагаются стайки, где держат овец, коров, телят и прочую скотину, и тут же насест для кур, обычно огороженный сеткой. Наверху — повить (в Полтинке это слово произносится через «И»: не «повЕть», а именно так «повИть»). Там хранится сено и разнообразный инструмент, а также заготовки для деревянных изделий. В сухом воздухе повити дерево обезвоживается и становится легким и прочным.

На повити в избе моей бабушки хранилась заготовка под жёрнов для зерна. Мой дед, вернувший с войны с тяжелыми ранениями, недолго пожил в мирное время. Он умер в 1958 году после мучительной болезни. Жёрнов дедушка доделать так и не успел. Заготовка представляла из себя еловый кряж, высохший до такой степени, что по фактуре он напоминал уже не дерево, а самый настоящий камень. В этот кряж дед начал вбивать чугунные пластинки-зубья, между которыми предстояло перемалывать зёрна, но он не успел «вставить» жёрнову всю «чугунную челюсть».

Мне нравилось рассматривать эту заготовку, представлять, как дед Еня сидел над эти кряжем с молотком и чугунными пластинками. Благодаря куску окаменевшей древесины, дед переставал быть для меня просто персонажем из бабушкиных и маминых рассказов. Кряж служил неопровержимым вещественным доказательством: дед реально существовал. А зерно когда-то и, правда, на муку и крупу мололи дома, оказывается, и это не выдумка взрослых!

Полтининские избы маленькие, им не сравниться с гигантами Тарногского или Верховажского района, не говоря уж про Архангельскую область, но для меня они родные. Что происходит сейчас с такими малютками? Перво-наперво отсекается мост, а вместе с ним и вся часть избы, предназначенная для животных. Её просто разбирают на дрова или вывозят на помойку. Как это символично: разведены мосты между человеком и животными, между людьми и природой!

Современной деревне скотина на личном подворье не нужна. На государственном уровне ставка в сельском хозяйстве делается отнюдь не на фермерские хозяйства и даже не на большие колхозы, а на предприятия-гиганты, где корова — это не более, чем станок для выжимки не то молока, не то уж сразу денег.

Народ в деревне не держит скотину на личном подворье, потому что это очень-очень дорого. Корма — не укупишься! А что будешь делать с мясом, яйцами, молоком? Раньше молоко можно было сдать, например, в колхоз, но нынешние ГОСТы не позволяют этого. Продать людям? Это хорошо, если деревня стоит близко к дороге, городу или крупному посёлку, а если нет? С кем торговать станешь, когда на всю округу три с половиной жителя? И по какой цене? Да и тем, кому повезло с расположением вблизи дорог и городов, тоже совсем не просто приходится. От коровы до прилавка надо столько преодолеть бюрократических препонов, что далеко не всякий хозяин выдержит это хождение по мукам.

Загородные коттеджи, избы с ампутированным «миром животных» — вот архитектура современной деревни. Несуразная, непонятная. Ковчеги сдали на дрова, свезли на свалку. Некоторые уже и огородов не сажают. Посеют газонную травку для красоты, а картошку и морковку в магазине покупают, как в городе. И понять такое отношение можно: когда сами экономические условия не благоприятствуют ведению личного хозяйства, так зачем мучиться и жилы рвать? Не могу я осуждать такой выбор, ведь и моя семья скотину больше не держит, а когда-то и у нас в хлеву стояло четыре коровы.

Вот только терзают вопросы. С землей что будет? С животными? И самое главное: что будет с нами? Не в смысле физическом: с голоду не умрем, за продуктами сходим в сельмаг или доедем до «Магнита» в райцентре, лишь бы получку давали вовремя по месту работы. Всё произведут сельскохозяйственные фабрики!

Но вот что с памятью рода станет? Без высохшего жёрнова на повити будем помнить своих дедов-прадедов? Что с душой нашей случится? Не порастёт ли она бесплодной газонной травкой? Или может сразу забетонировать её, чтоб зря не болела? Крестьяне ли мы после этого? Горожанами-то нас не назовешь, конечно, но когда нет родства с землей, тяги к ней, то какой же ты крестьянин? Так… сельское население.

И русскими-то хоть останемся? Или купив всё нужное нам в супермаркетах, превратимся в непонятное безымянное племя, позабывшее, кто оно и откуда?


Фото: vk.com/museum_semenkovo

P. S. На фото — изба из этнографического музея «Семёнково». Мне часто говорят: «Не переживай! В музеях-то народная культура сохранится!» Это дело хорошее: она, конечно, должна храниться в музеях. И «Семёнково» мне очень нравится. Вот только если так и дальше дело пойдет, то как бы нам самим не оказаться под пыльным стеклом в числе музейных экспонатов.

Ещё блоги

Олег Кувшинников, вашей команде вологодских руководителей можно ставить 2 с минусом

Автор: Оля Веревкина

В городе Вологда чистят исключительно дорогу под вашими окнами, под окнами Воропанова, и под окнами Шумилова. Я сегодня по просьбе вологжан съездила на улицу Преображенского, большего бардака в городе я не видела

507

Помянем снова новые тротуары на Южакова

Автор: Марина Пантина

Опять ничего не чищено! Грязь, каша! На санках с ребёнком не проехать!

300

Сезон акций по приему вторсырья в Вологде в 2022 году официально открыли

Автор: Экологическое движение ЭкоБессрочка Вологда

Вологжане умеют правильно сортировать, быстро и позитивно реагируют на расширение ассортимента принимаемого сырья. Нам принесли все наименования, которые указаны в нашем списке и даже больше
 

237

Предприняли все меры по обеспечению безопасности в местах крещенских купаний

Автор: Сергей Жестянников

Вблизи всех источников расчищены подъездные пути и площадки для парковки автотранспорта, обеспечена организация движения. На месте будут дежурить экстренные службы

214

Нам всегда жалко, когда на площадке для отходов оказываются игрушки, которые когда-то приносили радость

Автор: Чистый След

Что делать, чтобы мишки не грустили среди мусора, куда и кому их можно отдать

285

Вечерняя красота Великого Устюга с высоты

Автор: Дмитрий Трубачев

Фото, видео

213

Для входа в палатку во время крещенских купаний нужен QR-код

Автор: Евгения Сибирцева

А для посещения служб в церквях, где людей гораздо больше, не нужен (или я что-то пропустила, и уже тоже нужен?). При этом риск заразиться во втором случае выше, чем в первом (из-за количества людей в одном месте)

259

Бред на кирпичной стене. Ну для Сокола самое то

Автор: Сокольские сплетни

Стена прошитая видимо здание разваливается, эта прошивка очень ярко выделяется на импровизированном экране. Половину времени заняли наброски, которые были еле различимы на структурной кирпичной стене с двумя заплатками. Это не культурное развитие для жителей Сокола, а обморожение

396

17 января 1982 года /40 лет назад/ от воспаления легких умер писатель Варлам Шаламов

Автор: Бессмертный барак. Сибирь

«Если жизнь считать за благо — я обязан реальной помощью, не сочувствием, не соболезнованием, а реальной помощью трем реальным людям 1943 года», — В. Т. Шаламов. Одним из них был заключенный и по совместительству лагерный врач — Андрей Пантюхов

337

Рады сообщить о том, что третий этап проекта «Труба зовёт!» одобрен

Автор: Фонд «Соль Земли» Тотьма

Нам вновь выделено финансирование в размере 3 миллионов рублей! На эти средства в 2022 году мы планируем продолжить проведение археологических раскопок, а также реконструировать ещё два комплекса, связанных с историей солеварения — раннего периода

381

За последние 30 лет в Белозерске ушло с молотка много предприятий, объектов культуры, земель и исторических зданий

Автор: Кот Самурай

Началось небывалое строительство в историческом месте, и город вздрогнул. Двухэтажный стальной гигант прямоугольной формы с вертолётной площадкой на крыше заслонил собой озеро

651

Про некоторые уникальные находки в усадьбе Спасское-Куркино

Автор: Николай Сайкин

Это небольшое письмо было найдено при разборе чердачного хлама волонтёрским отрядом в Господском доме в 2015 году

502

При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

Яндекс.Метрика