Интерлюдия о веселых картинках в учебниках истории вместо иллюстраций. Ч. 1 Турусы на колесах

25.08.2020 [Блогово]

Среди множества надежных способов воспитать из наших детей легковерных идиотов особое место занимают иллюстрации в учебниках истории. Точнее — это иллюстрация того, как историки иллюстрируют свои дикие представления о жизни наших предков, умудряясь при этом вовсе не включать мозги.
Вот, как в учебниках истории показывают доверчивым школьникам, как кочевники перевозили свои жилища.

Веселая картинка — «Монгольское кочевье». А. Н. Сахаров «История России с древнейших времен до конца XVI века». Учебник для 10 класса
5-е издание Москва, 2007, стр. 153
Что говорить — картинка с размахом — 22 быка запряжены в здоровенную платформу с титаническими колесами, на которой установлена юрта, один погонщик на платформе пытается управлять быками, еще двое по бокам бегают, жердями машут — типа, тоже управляют…
Вот ровно эта же веселая картинка в учебнике Данилова-Косулиной — «История государства и народов России», 6-й класс, 3-е изд., Дрофа-«Веди-Принт» Москва, 2002, стр. 129.
Но это — просто раскрашенная картинка более раннего варианта веселых картинок на эту тему.


О татарах и их жилище: »…они представляли собой огромные платформы на колесах ширина колеи достигала шести метров, а сама платформа была еще на добрых три метра шире. И на ней стояла огромная — девяти метров в диаметре — войлочная юрта. На перегоне каждый такой фантастический дом на колесах влекли 22 быка. А исчислялись они десятками (если кочевал небольшой род) или даже многими сотнями. Пищу готовили прямо на ходу, и над степью стлался пропитанный соответствующими ароматами дым».
Автор — Вильгельм де Рубрук—монах — минорит, якобы отправленный в 1253 г. в качестве миссионера к монголам французским королем Людовиком IX. Отрывок о жилищах татар взят из книги Рубрука «Путешествие в восточные страны» в переводе А. И. Малеина, Рубрук Вильгельм, Карпини Иоанн Плано. История Монголов / Путешествие в восточные страны СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1911.



«Дом, в котором они спят, они ставят на колесах из плетеных прутьев: бревнами его служат прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из которого поднимается в высь шейка наподобие печной трубы; ее они покрывают белым войлоком; чаще же пропитывают также войлок известкой, белой землей и порошком из костей, чтобы он сверкал ярче; а иногда также берут они черный войлок. (.......) И они делают подобные жилища настолько большими, что те имеют иногда тридцать футов в ширину. Именно я вымерил однажды ширину между следами колес одной повозки в 20 футов, а, когда дом был на повозке, он выдавался за колеса по крайней мере на пять футов с того и другого бока. Я насчитал у одной повозки 22 быка, тянущих дом, одиннадцать в один ряд вдоль ширины повозки и еще 11 перед ними. Ось повозки была величиной с мачту корабля, и человек стоял на повозке при входе в дом, погоняя быков.»

То есть, Рубрук пишет, что юрты представляли собой огромные платформы на колесах ширина колеи достигала шести метров, а сама платформа была еще на добрых три метра шире. И на ней стояла огромная — девяти метров в диаметре — войлочная юрта. На перегоне каждый такой фантастический дом на колесах влекли 22 быка.


Что эта иллюстрация именно к тексту Рубрука, подтверждает следующий абзац:
«Кроме того, они делают четыреугольные ящики из расколотых маленьких прутьев, величиной с большой сундук, а после того, с одного краю до другого, устраивают навес из подобных прутьев и на переднем краю делают небольшой вход; после этого покрывают этот ящик или домик черным войлоком, пропитанным салом или овечьим молоком, чтобы нельзя было проникнуть дождю, и такой ящик равным образом Украшают они пестротканными или пуховыми материями. В такие сундуки они кладут всю свою утварь и сокровища, а потом крепко привязывают их к высоким -повозкам, которые тянут верблюды, чтобы можно было таким образом перевозить эти ящики и через реки. Такие сундуки никогда не снимаются с повозок».



Здесь это называется — «Повозки татар». Те же 22 быка запряжены, только попарно, цугом в 11 пар. Ну, художник, поди-ка, более грамотный был, и понимал, что быки в два ряда по 11 — НЕУПРАВЛЯЕМЫ, и хоть как-то приблизил рисунок к реальности.
Так вот, и тот, и другой рисунок, и само описание — этот просто ненаучная фантастика.
Именно так и следует воспринимать эти рисунки — иллюстрация того, как европейцы в то время ПРЕДСТАВЛЯЛИ образ жизни кочевников, и что ни Марко Поло, ни Рубрук не были не то что в Китае и Монголии, но даже в Заволжских степях
То есть они писали свои ПУТЕШЕСТВИЯ по той же методе, что и Жюль Верн в последние 20 лет своей жизни — сидя дома, поскольку был ранен в лодыжку. Писатель Жюль Верн не был ни в Южной Америке, ни в Австралии, но написал роман «Дети капитана Гранта», пользуясь богатой к тому времени литературой по географии, биологии и этнографии.
А вот информационная база авторов средневековых «путешествий» была очень скромной — слышали где-то, в третьем-четвертом пересказе, что живут кочевники в круглых жилищах, которые перевозят с места на места, и пытаются представить, как это делается, в жизни не видев ничего похожего на легкие, разборные юрты из планочек и войлока.




Как это было на самом деле
Юрта — это портативное жилище КОЧЕВНИКОВ. В течение нескольких часов женщины (исключительно женщины!) разбирали юрту общим весом около 200 килограмм, грузили на верблюдов, лошадей, и перевозили их туда, куда надо.
Так, в 1916 году около 600 тысяч казахов, недовольных властью царя, поднялись в течение нескольких дней, погрузили на верблюдов и в легкие арбы свои жилища, казаны, сундуки, бабушек и малых детей и ушли — в Китай. А основное имущество кочевников — овцы, лошади, верблюды — самоходное.
Придя туда, куда надо, женщины собирали каркас юрты (мужчины только помогали устанавливать центральное кольцо сборно-разборной конструкции), покрывали ее циновками, кошмой и в течение нескольких часов по четкому, традиционному порядку раскладывали вещи.


Но это — в реальной жизни, а воспаленном сознании авторов исторических учебников и монографий, и воспитанных на этих учебниках идиотов — учителей истории, и по сю пору тащатся по степям и пустыням гигантские турусы на колесах с шириной колеи аж в 6 метров.
Это из какого железного дерева вытесывали монголы шестиметровые оси? Или — выковывали из волшебной, негнущейся стали? А как они управлялись? Не думали? Думать — это не про наших историков.
И докатились эти шайтан-юрты — без дорог, преодолев широкие реки и густые леса аж до Киева. Вот эта юрта на колесах стоит в снегу у ворот Киева, и те же быки запряжены, только их поменьше вроде стало — два ряда по 6 быков.


И катятся дальше, то как монгольская кибитка, то как юрта монгольского хана.
Ладно, когда такой рисунок сделан в веке XVII–XVIII, когда историческая наука пребывала в младенческом состоянии.
Но и в XXI веке на полном серьезе этот рисунок приводит «историк» Борис Акунин с грузинской фамилией Чхартишвили — Борис Акунин, История Российского государства Ордынский период. Москва, 2014 г., стр 29.
Здесь она приведена как «Монголы в пути. Рисунок из «Путешествия Марко Поло»


Продолжение следует — читайте далее — Волоки, которых не было.

При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика