О необходимости помощи и поддержки малому бизнесу на малых территориях

[Блогово]

Делюсь тезисами своего выступления на вебинаре «Адаптация: практики о практиках», организованного фондом Тимченко и Ассоциацией менеджеров культуры.

«В настоящее время сложилась ситуация, когда поддержка Благотворительных фондов, адресованная на малые территории, в основном направлена на категории людей, уже имеющие значительную социальную защищённость. Это неплохо, потому что любые меры дополнительной поддержки важны. Однако при этом, к сожалению, благотворители почти не обращают внимания на ту часть населения, которая пострадала на малых территориях особенно сильно — на представителей малого бизнеса.

Малый бизнес — категория, которая обычно остаётся в тени нашего внимания просто потому, что мы к ней привыкли и начинаем с изумлением замечать её отсутствие только в период форс-мажора. Между тем, именно предприниматели в последнее время изменили облик наших малых городов и сёл очень существенно — ничуть не в меньшей (если не в большей) мере, нежели бюджетные учреждения.

Давно ли мы находились в ситуации, когда в малом городе невозможно было ни нормально переночевать, ни поесть? Давно ли мы имели в наличии только гостиницы с туалетами „свободного падения“ и столовые с алюминиевыми вилками, работающие с 10 до 15 часов с выходными по субботам и воскресеньям?

Мы очень быстро забыли это непростое время, когда каждая конференция и каждый фестиваль в городе сопровождались фразами „Вы молодцы, музейщики, но сервис у вас — кошмар“. За последние 3-4 года как грибы после дождя выросли новые гостиницы, хостелы, небольшие уютные кафе, кофейни, придорожный качественный сервис, магазины нишевого сегмента, нормальные парикмахерские. Всё это появилось благодаря малому и среднему бизнесу, который не боится словосочетаний вроде „кофейня в Тотьме“ и не ждёт от этого каких-то сумасшедших заработков.

Однако доходная база у таких организаций в малых городах небольшая, „подушек безопасности“ нет. Это касается не только Тотьмы — это актуально для множества малых городов. Только-только в глубинке стала складываться приемлемая инфраструктура — как она имеет все шансы исчезнуть вновь.

Да, правительство выделило ряд преференций для субъектов МСП, однако не все попали под эту категорию. У кого-то из предпринимателей гостиничная деятельность или общепит — не основной код ОКВЭД, кто-то и вовсе работает в „серой“ зоне. Можно, конечно, говорить, что эти люди сами виноваты — но я бы воздержался от огульных оценок. Мне важно, какова реакция наших гостей. Если гостевой дом или кафе заслуживают массу положительных отзывов, мы будем их рекомендовать, они — такая же часть инфраструктуры, без которой туризм в районе не может существовать.

Во время пандемии мы старались — используя наши же ограниченные ресурсы — помогать малому и среднему бизнесу Тотемского района. Мы рекламировали в сетях кафе и службы доставки, работавшие „на вынос“, покупали у предпринимателей подарочные сертификаты с неограниченной датой действия, при распределении поддержки многодетным семьям старались помочь представителям МСП. Наконец, практически все подрядные контракты по исполняемым грантовым проектам на территории района достались местным подрядчикам, даже если при этом представители областной столицы предлагали более дешёвую цену.

Подумайте о том, как лично Вы и Ваше учреждение можете помочь малому бизнесу на малых территориях. Может, это звучит парадоксально, дико: бюджетные организации помогают предпринимателям. Но сейчас — тот момент, когда это нужно. Когда каждая копейка может оказаться кстати, чтобы потом было легче отстроить то, что пострадало.

Возможно, Вы найдёте какие-то свои интересные и нетривиальные практики, а может, поделитесь своим опытом поддержки».