Обитаемый остров — Ломоватка. Кукиш вместо дороги

[Блогово]

Во-о-от здесь, аккурат за головой  Позгалева, находится Ломоватка.

Каждый раз на выборах про Ломоватку вспоминают…

Самый север Вологодской области, железнодорожная станция Ломоватка,  и поселок Ломоватка.  Прямоугольных очертаний выступ, кусок Великоустюжского района, охваченный с трех сторон, как полуостров, землями Архангельской области. 

«Как-то жили и ладили
Мы промежду собой
Полстраны было в лагере
Остальные — конвой» 

(М. Танич)

Посёлок Ломоватка был образован на месте бараков, построенных заключёнными ГУЛАГа при строительстве Северо-Печорской железной дороги в  1937 — 1941-м гг. В 1954 году начались лесозаготовительные работы, в 1958 году был создан Ломоватский леспромхоз. 

Объем заготовки леса, который ежегодно давал Ломоватский леспромхоз, составлял почти 400 тысяч кубометров в год.

В 1960 году был образован Ломоватский сельский Совет, в 2006 году — Ломоватское сельское поселение. В 1992 году леспромхоз был акционирован, в 2002 году на базе его имущественного комплекса создано ООО «Ломоватка-Лес».

На закате Советской власти здесь жило около 3 тыс. человек. 

По переписи 2002 года, в посёлке было 1513 человек (710 мужчин, 803 женщины) по данным переписи 2010 года —  1141 человек

Из подробностей пикантных — здесь, в Ломоватке, несколько лет жил и учился Александр Мишкин, он же — Герой России, полковник ГРУ «Петров», который травил да недотравил Скрипалей. 

(Родился Саша Мишкин в соседней Лойге, уже Архангельской области,  где и доучивался в средней школе, живя у бабушки).  

На фото 2007 года — как я понимаю, именно та школа, где учился Саша Мишкин.  Фотографировал  и не знал…

Это

Я бы не сказал, что его лицо изуродовано интеллектом.  И не Штирлиц, далеко не Штирлиц. На вид — нормальный такой, реальный пацан, привыкший проблемы решать прямым в челюсть и броском через бедро.  Ну, или ствол с глушителем, или какое боевое отравляющее вещество…

А вот то, что  пацан, доживший здесь до 1995 года, оказался в военной разведке — это нормально.

Не он такой, жизнь такая здесь, на самом севере Вологодской области, когда простая поездка в районную больницу или в районную администрацию за справкой превращается в спецоперацию, со множеством вариантов, в том числе — со смертельным исходом. 

Информация к размышлению 

19 декабря 2019 года на 13 километре ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ дороги Приводино — Ломоватка перевернулся тягач с цистерной: водитель скончался на месте. 

Диспозиция —  70 километров до Котласа по железной дороге, 376 километров до Вологды, 60 километров до райцентра — Великого Устюга — это по прямой. Но прямой дороги до Устюга и Вологды нет. Автомобильной дороги общего пользования — вообще нет.   Есть лесовозная дорога.  

Дорога, которую строили родители сегодняшних жителей поселка Ломоватка, по которой они безвозбранно ездили всю свою жизнь,  с некоторых пор стала собственностью ООО «Вологодский лес». (Сейчас — «Вологодские лесопромышленники». 

Надо проехать  — сначала за пропуском в Вологду.  

 И потому — нет «Скорой помощи». Ежели кто заболеет серьезно или мамочке приспичит родить, местные медики кланяются железным дорожникам,  договариваются с машинистом,  носилки с больным грузят в товарняк и везут в Котлас, где экстренных больных принимают в местную больницу.

А ежели не экстренно…

Вариант — 1. Встать пораньше, сесть на поезд в 6.00, доехать до Котласа или Ядрихи, (полтора часа), там полтора часа подождать автобус, а потом автобусом до Великого Устюга. 

Вариант — 2. Поездом же до ст. Удима (Архангельская область), где начинается цивилизация и  автодорога с выходом на Приводино и трассу на Великий Устюг.  Некоторые особо продвинутые жители свой автотранспорт и держат в поселке Удимский. Эту фишку жители Удимского просекли, и отреагировали соответственно — подняли арендную плату за гаражи.

Вариант 3. По лесовозной дороге, мощеной бетонными плитами, далее — по лесовозным проселкам, вдольтрассовыми проездами газовиков до Сухоны. 

Далее — нелицензированный, но монопольный паромный перевоз через Сухону до Полдарсы, далее до Великого Устюга.  Данные 2007 года — за перевозку «ЗИЛа» лесовики брали 3 000 р., за «МАЗ» — 5 000 р.  Для сравнения  относительно недалеко, в Нюксенице, при той же ширине Сухоны это удовольствие стоило всего 400 рублей.  

Но даже таким, кружным путем, доставка товара в магазины Полдарсы автотранспортом обходилась в 70 копеек за килограмм, по железной дороге из Котласа 3 рубля за килограмм.  

(Данные 2007 года, когда я самолично ставил эксперимент по преодолению расстояния от Ломоватки до Устюга. Не получилось, и я вернулся в Вологду по железной дороге, с заездом в Котлас.  И еще тогда у меня возникла вполне логичная мысль — Нужно Ломоватке проситься в Архангельскую область!)

А Нюксенский лес? Так его и сейчас возят в Коряжму. 

А вологодская власть? 

Только обещает. 

Обещал Позгалев в 2007 году.

Дескать, «…уже началось проектирование будущей дороги, которая свяжет Ломоватку с основными областными магистралями. И это не просто слова. Перед вами уже спроектированная трасса дороги Ломоватка-Удима.

(…) И если в декабре на выборах не произойдет никаких перемен, если нынешний курс на стабильность будет продолжен, то мы сможем реализовать ваш наказ — дорога  будет построена». 

Вот его обещалка, отпечатанная тиражом в 720 экземпляров, вот его подпись, вот подпись депутата ГосДумы Шевцова,  , а вот кукиш вместо  обещанной  дороги.

Аккурат в это время в Междуреченском районе за счет областного бюджета построили дорогу и мост к усадьбе оскароносного друга губернатора Позгалева,  режиссёра  Сергея Михалкова. 

Вот мост 

А вот Усадьба.

НА ЭТО деньги нашлись, а на забытую властью Ломоватку тратить деньги зачем? 

Михалков  — понятно.

 Михалков  всяко-разно ублажал  губернатора Позгалева, возил посильно браконьерствовать в Африку,  где полосатых лошадок стреляли, однако — сафари называется. 

Михалков с губернатором Позгалевым многократно страстно целовались на фоне экзотической африканской растительности. 

И потому Михалкову наш губернатор подарил треть Междуреченского района и еще кусочек Сокольского района — аж 140 тысяч гектаров под охотничьи угодья, и послушная  Позгалеву вологодская областная дума послушно выделила деньги на мост и дорогу к поместью барина Михалкова. 

А жители поселка Ломоватка — кто ему? 

Никто, быдло. 

И в 2011 году тоже были выборы,  и 25 января  губернаторская газета «Красный Север» крупным шрифтом писала: Ломоватку и Великий Устюг свяжет прямая дорога.  Вот щас ка-а-а-а-ак спроетируем, а в 2012-2013 дорогу и построим. 

Вот –обещалка, а вот — кукиш вместо дороги. 

И еще не раз всяко-разно обещали. 

В 2014 году, уже при обещалкине Кувшинникове, в том же средстве массовой дезинформации населения (газ. «Красный Север», № 56, 28 мая 2014 г.) была напечатана очередная побрехушка про Постановление Правительство области. Дескать, «…запланировано проектирование и строительство подъезда к поселку Ломоватка».

Дескать, в 2017 году дорога будет! 

И называлась цена —  за 17 километров дороги — 170 миллионов, т. е. десять лимонов за километр, или 10 000 тыр за погонный  метр дороги. 

А вот в официальном кукише от Кувшинникова, («Прямая линия» с Кувшинниковым 5 декабря 2019) года цена за дорогу называется другая,  666 миллионов с хвостиком в  или 38 тыр за погонный метр.

И  черным по белому написано — А вот хрен вам ребята, а не дорога!

И уже ничего не обещают.

Что же случилось?

А по моему, Ломоватке приходит конец.

https://vk.com/wall-15795665_99997

Мордашов прибирает к рукам группу компаний «Вологодские лесопромышленники», а вместе с ними и  Ломоватку с ее лесами.

Мордашовская  группа компаний «Свеза-Лес» заняла первое место в мире по производству фанеры, монстр растет, и ему нужно еще больше сырья. 

Еще в 2013 году со «Свезой» правительством Вологодской области был подписан договор о возведении гигантского ЦБК-монстра. Для сравнения масштабов возможной будущей экологической катастрофы, которая грозит всем нам озвучим планируемые мощности предприятия. Это 1,3 миллиона тонн целлюлозы в год против всего 200 тысяч тонн, к счастью, уже закрытого ЦБК на озере Байкал.

А уж после того, как Кувшинников БЕСПЛАТНО отдал Мордашову землю под целлюлозный монстр, нам ничего хорошего ждать не приходится. 

Вот и леса Великоустюжского и Нюксенского районов выбреют подчистую, погрузят в вагоны, увезут, и…

Ломоватку закроют. Останутся лишь разваливаться дома, так похожие на бараки ГУЛАГа. 

Интересно, дом родителей полковника Мишкина сохранят, или, наоборот, пустят бульдозер в первую очередь?