«Самой бюджетоемкой отраслью бюджета области является образование» — именно так характеризуется объем средств, направляемых на развитие образования Вологодской области, в отчете о деятельности регионального Департамента образования. Если так, то логично думать, что в области все дошкольники обеспечены местами в детских садах, школы полностью оборудованы и находятся в шаговой доступности, все дети учатся в первую смену, успешно осваивают нужную программу, а преподавательский состав не считает денег до зарплаты.
А как обстоит дело в реальности? Посмотрим расходы на образование в разрезе бюджета региона.
При росте бюджета расходы на образование падали. Если в 2012 году расходы на образование составляли 35% областного бюджета, то в 2018 году только 20%.
Зарплата педагога.
Согласно указа Президента № 597 от 7 мая 2012 года, средняя зарплата педагогических работников не должна быть ниже средней зарплаты по региону. Обратите внимание на диаграмму:
Хотя Кувшинников перед областным законодательным собранием, перед бывшим тогда полномочным представителем Президента в Северо-Западном федеральном округе Александром Бегловым и другими лицами отчитывается об исполнении указа от реальности это далеко. C 2013 года разрыв между средними зарплатами в образовании и средними по региону увеличился, вместо того, чтобы исчезнуть.Кроме того если посмотреть на предлагаемые Федеральной службой по труду и занятости вакансии можно усомниться в реальности официальных цифр о средних зарплатах.
МОУ Ботовская школа предлагает зарплату учителю физической культуры в 12 972 рубля. Высшее образование обязательно. Та же зарплата предлагается учителю музыки в детской музыкальной школе в Вологде, при чем в графе «дополнительная информация» указана зарплата 6 500 рублей. Вероятно меньше 12 972 ставить не могут, а в дополнительной информации указали реальную ситуацию с зарплатами.
15 000 рублей заработает учитель иностранного языка в вологодской школе № 7, готовы принять даже со средним специальным образованием. На того же учителя иностранных языков, но в череповецкой школе № 31, есть две вакансии. Первая на 0,5 ставки с зарплатой в 14 100 с уточнением в графе «дополнительные бонусы» - зарплата от 7050 до 13 500 рублей. Вторая на 1,67 ставки с зарплатой от 15 500 до 27 000 рублей. Легко посчитать одну ставку - 16 167 рублей 67 копеек. В череповецкой школе № 2 учитель иностранного языка заработает 14 100 рублей. Таких вакансий у школы две.
Максимальную зарплату в области предлагает Верховажская средняя школа им. Я.Я.Кремлева – несколько вакансий от 22 до 45 тысяч рублей. Других подобных предложений, из 187 доступных рабочих мест, нет. Подавляющее большинство вакансий учителя с зарплатой 20 тысяч рублей и ниже.
Будет ли с такими зарплатами престижна профессия учителя, чтобы на вакантное место был конкурс? Будут ли ученики получать качественные знания от учителей, получающих такую зарплату? Будут ли конкуренты жители Вологодской области в будущем, получая подобное образование сегодня?
28% детей в Вологодской области находятся в «ловушке нищеты».
В 2018/2019 году в школах Вологодской области обучалось 137 тыс. детей. Согласно данным открытого бюджета, в 2018 году льготным питанием обеспечено 38,6 тысяч обучающихся, или 28% от общего количества. До 2019 учебного года из областного бюджета на каждого ребенка из этого числа выделялось по 35 рублей, а годом ранее 25 рублей на полноценный комплексный обед. В преддверии выборов сумму подняли до 50 рублей. Статистических данных о среднегодовых ценах за 2019 год еще нет, но есть возможность сравнить предыдущий год.
Если обед стоит 35 рублей, предположу, что ужин не должен обходиться дороже, а завтрак максимум в половину этой суммы. Соответственно, по мнению Кувшинникова, на день школьнику должно было хватать 87 рублей 50 копеек.
Состав потребительской корзины утвержден законом Вологодской области от 05 июня 2013 года N 3069-ОЗ, цены на продукты можно посмотреть в открытых данных Вологдастата. Вряд ли их можно назвать завышенными.
Из овощей Вологдастат предлагает цены только на капусту и лук, из фруктов только яблоки. Соответственно стоимость овощей посчитана исходя из цены капусты, а фруктов из цены яблок. Цена на мясо взята средняя между говядиной (кроме бескостного мяса) – 366,49 рублей за 1 кг, свининой (кроме бескостного мяса) – 265,78 рублей за 1 кг и курой – 155,90 рублей за 1 кг.
Даже по этим ценам получилось 160 рублей в день, то есть в 1,83 раза больше, чем выделялось школьникам.
Нетрудно посчитать какое количество продуктов в день мог позвонить себе школьник исходя из той же потребительской корзины, но на сумму в 1,83 раза меньше.
Выходит школьник в день может съедать 118 гр хлеба, что на 7 гр меньше нормы в блокадном Ленинграде, 93 гр самого дешевого мяса или рыбы, то есть по 46,5 гр, если разделить между обедом и ужином, 124 гр картошки на гарнир и 169 гр овощей, стоимостью не дороже капусты. Огурцы и помидоры – непозволительная роскошь. Видимо Вологодская область под руководством Кувшинникова стремится к опыту Кемеровской, где в прошлом году дети падали в голодные обмороки в школах.
Чиновники уверяют, что питание льготников почти ничем не отличается от питания детей, которые платят за еду свои деньги.
«Дети не любят каши, и поэтому их в целом убрали из меню, но ввели фрукты, мясо и рыбу по мере возможности, а также молочные продукты, омлеты», - рассказывает главный специалист управления образования администрации города Вологды Лидия Белягина.
К льготной категории, получающих право на бесплатные школьные обеды, относятся:
· Дети из малоимущих семей;
· Дети из многодетных семей;
· Дети, состоящие на учете в противотуберкулезном диспансере, то есть страдающие той или иной формой туберкулеза.
Естественно за бесплатным обедом, да еще и крайне сомнительного качества, вряд ли будут обращаться родители, имеющие возможность заплатить за нормальный обед. Отсюда вывод, что практически треть школьников живут в семьях, находящихся в крайне тяжелой жизненной ситуации, буквально за чертой бедности. Значит, эти дети бедны так же как и их родители. Им не хватает средств на хорошее питание, на одежду – сегодня, а завтра – на получение востребованной высокооплачиваемой профессии. Как объясняет директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малеева, в условиях детской бедности формируется «ловушка нищеты», когда такие дети в большинстве своем повторяют путь своих родителей.
Согласно данным областного бюджета, количество детей, которым требуется льготное питание, в 2018 году по сравнению с 2016 и 2017 годами увеличилось более чем на 2 тыс. человек (в 2016 году льготное питание получали 36 310 детей, в 2017 году – 36 225 детей). Цифры говорят о том, что жители Вологодской области нищают.
К чему ведет уменьшение количества образовательных учреждений.
В своем отчете о деятельности за 2018 год Олег Кувшинников подчеркивает: «В прошлом году построены две новые школы – в Кич-Городецком районе и городе Вологде». И при этом губернатор умалчивает о том, сколько учреждений образования закрыто за период его руководства областью.
Вологдастат в статистическом сборнике за 2018 год стыдливо сократил данные по образованию с семи страниц до одной, убрав из открытого доступа данные о количестве школ, численности учеников, учителей, дневных и вечерних сменах и другие.
В 2011/2012 учебном годах в Вологодской области работали 513 школ, в 2017 году их осталось только 353. Количество уменьшилось на 160. Активно работал в этом же направлении и Вячеслав Позгалев, предшественник Кувшинникова. В 2001 году функционировало 817 школ. За последующие 16 лет их количество уменьшилось больше, чем в два раза, на 464 школы, в среднем по 29 школ в год, по 2-3 школы каждый месяц.
При этом количество обучающихся увеличивалось! С 119 700 в 2012 году до 134 700 в 2018 году, на 12,5%.
Результат – в худшем случае приходится ездить в другой населенный пункт, в лучшем — обучаться в две смены. До Кувшинникова число вторых смен сократилось почти в три раза с 34,5 тысяч человек в 2000 году до 12 тысяч человек в 2011. При нем их количество почти удвоилось с 12 тысяч до 20,4 тысяч человек в 2017/2018 учебных годах.
Задача государства – обучать детей в первую смену. В попытках улучшения статистики представители областного правительства прибегают к наиболее простому способу – «эффективно» используют имеющиеся помещения школ, или попросту максимально забивают классы, что не может не сказаться на качестве преподавания, усвояемости материала учеником и повышении нагрузки на преподавателя.
В основном школы закрывают в сельской местности. Власти обосновывают свои действия экономической нецелесообразностью содержания малокомплектных школ. Но они не учитывают социальную роль школы в жизни села – есть школа и сад, значит, на селе будут оставаться молодые семьи, в которых есть дети или которые только планируют завести детей. Нет школы – в деревне остаются одни старики. И речь не только о деревнях, где живет 50 человек. В деревне Девятины Вытегорского района с населением 1064 человека снесли в школу, в которую так же ходили из соседних деревень поменьше. Вместо обещанной новой школы-сада жители деревни получили автобус. Закрываются школы и в городах. Верховажская начальная общеобразовательная школа, школа № 27 в Вологде, вечерняя и общеобразовательная школы в Устюжне.
Сокращается не только количество школ, но и детских садов, учреждений дополнительного образования детей, других образовательных организаций.
С 2000 по 2011 год количество детских садов уменьшилось с 683 до 598, по 7,7 школы в год. Но Кувшинников посчитал темпы роста ограничения доступа к образованию недостаточными и увеличил их 4 раза, закрывая 32,3 детских сада в среднем в год, по 2-3 в месяц, уменьшив их количество еще на 226, до 372 в 2018 году. Закрывались детские сады в Вологде, Череповце, Тотьме (в 2014 году Кувшинников врал, что ни одного детского сада в Тотьме не закрывалось последние 15 лет, в то время как в 2013 году в Тотьме ликвидировали детские сады № 2, 3 и 6), Великом Устюге, Устюжне, Белозерске, Кириллове, Кадникове, Грязовце и других населенных пунктах.
Детские сады так же, как и школы, закрываются на фоне роста числа воспитанников с 51 500 детей в 2000 году до 65 100 к концу 2011 года и 77 800 к концу 2017 года.
На фоне увеличения темпов закрытия детских садов при Кувшинникове темпы роста числа воспитанников увеличились на 70%, с 1236 до 2116 детей в среднем в год.
Каким образом на фоне сокращения количества образовательных организаций обеспечить государственные гарантии доступности и равные государственные возможности получения качественного образования? Кувшинников явно не заинтересован в «формировании успешной, социально активной и профессионально подготовленной личности, отвечающей требованиям современного общества и экономики», как того требует одно из положений государственной программы «Развитие образования Вологодской области».
ВУЗы.
Количество студентов высших образовательных учреждений начало падение в последние два года руководства областью Позгалевым, увеличившись до этого с 31,5 тысячи в 2000 году до 48,8 тысяч в 2009. В 2010 году студентов было уже на 4,5 тысячи меньше.
В первый учебный год при Кувшинникове было 38 200 студентов, к 2017/2018 учебному году их количество сократилось до 19 100. Ровно в два раза. Молодые люди не хотят и не имеют возможности получать высшее образование. И вместо настоящих специалистов появляются такие «ученые», как заместитель главы Вологодского района Николай Иванович Анищенко, о плагиате кандидатской диссертации которого я рассказывал ранее.
Численность профессорско-преподавательского персонала в высших образовательных учреждениях при Позгалеве выросла с 1500 человек в 2000 году до 1900 человек в 2008 году и оставалась на этом уровне до вступления в должность Кувшинникова. Из 1900 человек к 2017/2018 учебному году работать осталось только 900.
Как «завлекают» педагогов.
С учетом уровня заработной платы для педагогического состава, сложившегося в Вологодской области, очень сложно привлечь в отрасль квалифицированных специалистов. В связи с этим правительство придумало популистские меры поддержки для педагогических работников, не направленные на решение реальных проблем.
Единовременная выплата.
Она выплачивается педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных организаций, проживающих и работающих в сельской местности. В первый год работы сумма выплаты составляет 50 тыс. рублей, во второй год – 30 тыс. рублей, третий – 20 тыс. рублей.
Если рассуждать логически, то когда педагог остается работать, количество работников, получивших 50 000 рублей в 2016 году должно быть равно количеству работников, получивших 30 000 рублей в 2017 году и так далее. Но, как видно из таблицы, второе число ниже. Получается, что не каждый учитель «доживает» на своей должности даже до второго года, что уж говорить о третьем.
18 новых учителей, получивших стимулирующую выплату – это 0,2% от общего количества учителей в области. Грандиозные успехи. Особенно учитывая, что в первый год своего руководства Кувшинников уволил 1500 учителей. Всего за пять лет с 2012/2013 по 2017/2018 учебные года количество учителей уменьшилось с 10 500 до 8 700.
Ежемесячная денежная компенсация.
Предоставляется на оплату жилого помещения, отопления, освещения. Размер компенсации составляет 100% от начисленной суммы. Имеют право на возмещение расходов педагогические работники, трудящиеся в муниципальных или областных государственных организациях. Еще одно обязательное условие – проживание и работа в сельской местности, в поселке городского типа, рабочем поселке.
В 2016 году выплаты получили 12 193 педагогических работников на сумму 240,3 млн. рублей (в 2017 году – 12106 педработников на сумму 261,5 млн. рублей).
Не так сильно повезло тем, у кого в 21 веке, в 2019 году в доме нет отопления – им предусмотрена выплата 5 000 рублей на закупку дров. Вспоминая слова пенсионерки из Стризнево, бравшей кредит на дрова, цена одной машины дров – 8 000 рублей, на зиму ей нужно четыре машины. Помощи государства не хватит и на одну. Увеличение до 5 000 рублей было подачкой Кувшинникова в преддверии выборов. До этого года бюджетники получали 4 000 на дрова, ветераны 2000 рублей, многодетные семьи 1 400 рублей. Исходя из предполагаемых затрат в 114,4 млн рублей легко посчитать, что минимум 23 тысячи семей в области топят дровами и нуждаются в помощи государства.
Что стоит у «Истоков».
Вишенкой на тортике в образовательном процессе стал факультативный предмет «Истоки», который буквально навязывается в школах Департаментом образования с молчаливого согласия губернатора. Что такое «Истоки»? Авторы позиционируют его как предмет, направленный на обучение детей патриотизму, духовным и нравственным ценностям. На деле детям просто-напросто промываются мозги религиозной пропагандой и традициями.
Если следовать «Истокам», то в семьях должен царить патриархат, женщина должна только рожать, воспитывать детей и заниматься домашним хозяйством. Много внимания уделено чудодейственности икон, святой воды и прочему. То есть фактически детей призывают вернуться к стародавнему укладу жизни.
О каком прорыве и вообще развитии может идти речь, если в школе открывают дорогу назад?
По моему мнению Кувшинников поставил перед собой цель максимально ограничить доступ к образованию как можно большему количеству жителей Вологодской области и успешно движется к её достижению. Плохо образованным населением проще управлять. А сэкономленные на образовании детей деньги, собранные с их родителей в виде постоянно растущих налогов, Кувшинников тратит, в том числе, на государственную пропаганду. Бюджетом области предусмотрено 160 000 000 рублей в год на эти цели.