Папуля пишет...

[Блогово]

 
У каждого артиста в жизни случается СВОЙ режиссёр. Случился он и у папы. Это за Ним — в любой другой город, даже в другую страну, это утромднемвечером — в театре с Ним на сцене, а ночами — на кухне, продолжая работу над новым спектаклем. Это был наш родной, любимый, практически член семьи…
Михаил Ильич Резцов…

 
«На сцене — добротная, ухоженная русская печь, лежанку которой разделяет перегородка, на полу перед печью проведена белая черта, она разделяет весь дом. Перегородка и черта — это государственная граница, она прошла через большое село, расколола его на две части, одна часть ушла на Украину, другая осталась в России. Семейные неурядицы Старика и Старухи, которые живут в этом доме, разбухли до межгосударственных конфликтов. За домом — две вышки с будками, между ними перекинут мостик. Пограничный пропускной пункт и таможня. В будках несут службу два брата, одному родители написали в свидетельстве о рождении „украинец“, он учился в украинской школе, другому — „русский“, и закончил он русскую школу, но черту нарисовали так, что украинец оказался в России, а русский — на Украине, вот они и зубрят Уставы, украинец — на русском языке, русский — на мове, время от времени выходят из будок и переругиваются. „Ах ты, хохол, такой-сякой!“ — кричит украинец, „Ах ты, москаль, сякой — разэдакий!“ — отвечает русский. Голова Рады решил, что одной черты — мало, поставили забор из колючей проволоки, выкопали противотанковые рвы, проход по мостику — только по спецпропускам, строят Зону. Свободно бегает туда-сюда только сам Голова, на ходу созваниваясь с президентами разных стран, клянчит кредиты. По краям сцены два туалета. „М“ и, естественно, „Ж“. Чтобы навещать родных и друзей, Старик прорыл подземный ход между туалетами. Заходит кто-нибудь в кабинку „Ж"на Украине, а выходит, как ни в чем не бывало, из кабинки «М"в России. Тут еще американец какой-то втерся, говорит, что невесту себе ищет, его горилкой накачали и обчистили, мыкается теперь, на обратный билет гривны и рубли собирает. Внучек Старика попал в рабство, несколько лет вкалывал в кимберлитовой трубке безвылазно, добывал алмазы, бежал, но вот родной русский язык забыл напрочь, осваивает заново. В конце концов такая жизнь Старика допекла, вспомнил он свою партизанскую молодость, выкатил из сарайки пушечку, которую прятал еще со времен Ковпака, да и шарахнул прямой наводкой по всем этим таможням…

 Еще много чего абсурдного творилось в спектакле «Зона любви» по пьесе Сергея Алексеева. Спектакль поставил режиссер Михаил Резцов в «Русской антрепризе"в Вологде в 1997 году. Да, да, именно как абсурд, как клевету, как плод больной фантазии автора воспринималась очень многими в конце ХХ века эта история. Общество свободы созидаем, понимаешь, а тут людей в какие-то норы загнали…
В 1993 году Михаил Резцов пишет мне: «Есть принцип, которому нельзя изменять: нельзя даже в чужих глазах становиться человеком второго сорта. Бог все расставит, как надо!»

Автор текстов Леонид Рудой
Октябрь 2019