Лента моя опять запестрела постами о профилактике домашнего насилия в России и других странах-республиках бывшего Союза.
Мне видится, что в контексте домашнего насилия в России и др. сейчас происходит то же самое, что происходило в Америке в 80-х. Низы не желают жить по-старому, а верхи не желают ничего менять. И тогда низы сами начинают всё менять на местах, не переставая бороться за то, чтобы эти перемены стали называться государственным законом.
В начале 80-х в маленький городок штата Миннесота Дулут стал инициатором движения за профилактику домашнего насилия в США. С тех пор «модель Дулут» является символом того, как маленькая группа людей может поменять законодательство страны, начиная с маленьких шагов в одном отдельно взятом городке.
1. Общественность городка Дулут выступает за полное снятие вины с жертвы насилия и возложение ответственности за насилие на офендера.
2. Община разработала алгоритм действий, направленных на обеспечение безопасности жертвам насилия и применения наказания к офендерам. Алгоритм действий расписан от момента звонка в полицию 911 и до судебного разбирательства, где офендеру выносится приговор, признающий его виновным.
3. Община объявила голоса жертв и опыт жертв насилия приоритетом при формировании подобного алгоритма действий.
4. Община считает, что домашнее насилие- это паттерн действий и поступков со стороны офендера, цель которых контролировать и доминировать своего партнёра. Не ищите причину агрессии в заболевании. Это никакое не заболевание. Суть насилия- исключительно в злоупотреблении властью и контроль над тем, кто слабее.
Например, Марат Башаров, классический пример офендера в домашнем насилии. Если бы Башаров был болен, он ломал бы нос не только своим жёнам, но и продюсерам, от которых зависит его заработок.
Офендер умеет отлично управлять гневом. Доказательством этого является то, что гнев офендера избирателен и направлен исключительно на того, кто слабее. В этом и есть суть насилия: тот у кого власть, этой властью злоупотребляет, по-английски «абьюзает» (to abuse power). То есть это поведение, а поведение можно контролировать и менять, а если офендер не принимает ответственность за свои действия и не меняет своё агрессивное поведение, то он отбывает тюремный срок, как это делают преступники, совершившие преступление.
5. Община работает над тем, чтобы менять социальные стереотипы, которые поддерживают мужскую тактику власти и контроля над женщинами.
6. Община предлагает мужчинам-офендерам возможность изменить паттерн власти и контроля, предоставляя для офендеров образовательные классы, назначенные судом. Об эффективности классов для офендеров говорит статистика: 68% офендеров, которые прошли судебную систему и выполнили требования суда по терапии, не повторили преступления домашнего насилия в последующие восемь лет. Более того, сами офендеры свидетельствовали, что если бы не терапевтические группы, которые они прошли и в которых их обучали ненасильственному разрешению конфликтов с партнёром, они бы никогда не изменились.
7. Община постоянно организовывает встречи и дискуссии между судебными и гражданскими организациями, членами общины и жертвами насилия, чтобы решать проблемы, возникающие на пути профилактики насилия.
Инициатива города Дулут была подхвачена другими городами и штатами и в конечном итоге это привело к принятию закона о домашнем насилии в США к концу 80-х.
Принятие закона, безусловно, не искоренило домашнее насилие в США, но оно привело к значительному уменьшению количества убитых женщин в год от рук своих мужей.
В первом комментарии приведу ссылку на веб-сайт Дулут модели, там куча полезного материала и я уверена, люди там готовы сотрудничать и помогать в передаче своего опыта.
Я на регулярной основе провожу бесплатные консультации с жертвами домашнего насилия, которые ко мне обращаются, но в ситуации с женщинами, живущими в странах, где нет закона, мои ресурсы очень ограничены: нет закона-нет алгоритма действий, а речь идёт о жизни и безопасности человека. Но это не значит, что помощь отсутствует. Ни в коем случае нельзя опускать руки. Из ситуации насилия нужно искать выход.