Представьте, что вы застряли в пробке на одной из улиц города. Вам очевидно, что самый рациональный способ улучшения обстановки — расширить дорожную сеть, то есть увеличить пропускную способность. Десятилетиями инженеры и политики западных стран тоже так думали, а в России продолжают так думать.
Проблема в том, что новый асфальт изменяет коллективную психологию жителей города. На широкую и ровную дорогу люди начинают смотреть иначе. Передвижение на автомобиле становиться лёгким и дешевым, у людей остаётся практически неограниченное желание им пользоваться. Такое предложение, порождающее спрос, называется «спровоцированным спросом». То есть расширение возможностей для людей перемещаться на автомобиле способствует тому, что они будут делать это чаще и чаще. Строительство новых дорог и магистралей, а также расширение уже существующих приводит только к дополнительному трафику.
У дополнительного трафика есть три источника — это увеличение в целом количества водителей за счёт тех, кто до этого не использовал личный транспорт, увеличение коммерческих грузоперевозок и прирост населения. Этот дополнительный трафик заполняет свежепостроенные магистрали и дороги и продолжает расти до тех пор, пока пробки не вернутся на уровень до строительства. Таким образом, такие попытки «вылечить» пробки являются пустой тратой времени — дорогостоящими и неэффективными.
Что в итоге? Водители, которые когда-то мечтали об увеличении числа полос для избавления заторов, по-прежнему томятся в пробках. Скорее всего они не думают о тщетности этого подхода и снова мечтают о расширении дорог для решения проблемы.
Общественный транспорт может быть очень эффективным средством в борьбе с дорожными заторами. Но тут тоже должен быть комплексный подход, при пересадке части водителей с личного транспорта на общественный, освободившаяся пропускная способность должна немедленно заполняться новыми автомобилями согласно закономерностям описаным выше.Нужно учитывать много факторов — уменьшения пропускной способности дорог с отдачей полного приоритета общественному транспорту и увеличения дороговизны пользования автомобилем. Отсутствие свободного пространства для автомобиля, нежелание платить за то, что раньше было бесплатным и альтернатива в виде трамвая и автобуса — решение проблемы пробок.