Мониторинг и пустота

[Блогово]

Каждый раз, когда я читаю новость о том, что министерство проводит какой-то мониторинг, мне становится грустно. А в голове только один вопрос: а зачем все эти мониторинги, если в итоге ничего не меняется в лучшую сторону?

С 15 июля Министерство просвещения РФ запустило в регионах очередной мониторинг. На этот раз с целью выяснить уровень денежной компенсации учителям за работу по подготовке и проведению ОГЭ и ЕГЭ. Пишут, что проверка инициирована по прямому поручению министра просвещения Ольги Васильевой. Анкеты для заполнения направлены в субъекты Российской Федерации. Заполнять их, как я понимаю, будут чиновники от образования.

 

Ситуация для меня кажется странной, так как в министерстве есть правовой департамент. Неужели там не в курсе, какие постановления принимаются регионами по данному вопросу? Все региональные постановления есть в открытом доступе в единой правовой базе, а, следовательно, выяснить, кому и сколько платят за участие в подготовке и проведении ОГЭ и ЕГЭ не составляет никакого труда.

 

Что покажет этот мониторинг? Он покажет то, что уровень оплаты труда педагогов по подготовке и проведению ЕГЭ и ОГЭ в зависимости от региона отличается в десятки раз. Но это мы, по большому счету, и так знаем…

 

Получается, что за один и тот же труд (порядок проведения ОГЭ и ЕГЭ четко регламентирован) педагоги получают разную оплату. А это, на мой взгляд, входит в прямое противоречие с нормами нашего трудового законодательства, которое запрещает дискриминировать сотрудников по принципу оплаты труда и обязывает работодателя обеспечить равную оплату за труд равной ценности (статьи 3, 21, 22, 132 Трудового кодекса Российской Федерации).

 

На самом деле не регионы должны определять, исходя из своих финансовых возможностей, сколько и кому из педагогов платить за работу на государственных экзаменах – это должно быть решено на федеральном уровне и не за счет региональных бюджетов.

 

В январе текущего года сообщалось, что Единая методика расчета оплаты труда учителей за организацию проведения ЕГЭ может появиться к октябрю 2019 года. Принятие соответствующих изменений в законодательство прописано в проекте распоряжения кабмина, разработанного Минэкономразвития. В частности, планируется определить минимальный размер стоимости проведения ЕГЭ, чтобы регионы могли планировать затраты на его проведение. Не трудно предположить, что большинство регионов постараются уложиться в этот самый минимум, который может оказаться ниже, чем оплата, установленная в настоящее время. И тогда возникнет ситуация, подобная той, что произошла в Приморье, где в текущем году выплаты за работу на ЕГЭ педагогам уменьшили.

 

Так что, не минимальный размер стоимости проведения ЕГЭ и ОГЭ следует определять, а разработать единый и справедливый тариф оплаты. Именно этого ждут педагоги.

 

За любым наблюдением (а слово «мониторинг» происходит от латинского «monitor» – «предупреждающий, наблюдающий» – и подразумевает постоянное наблюдение за течением какого-либо явления или процесса), должно последовать разумное действие, а иначе получается… пустота.


Об авторе:

Наталия Валентиновна КУКУШКИНА – председатель Профсоюза работников образования города Череповца, Вологодская область