Как-то наособинку смотрелся спектакль, который на фестивале «У ТРОИЦЫ» представил Яков Рубин

[Блогово]

Этого не должно было быть, но это случилось. Андрей Платонов создал свой образ Прекрасной России — России машин, труда, виртуозов-мастеров, которые, будто музыканты, управляли мощными паровыми двигателями, на слух определяя радостную работу машинного сердца…

Как-то наособинку смотрелся спектакль «В прекрасном и яростном мире», который на фестивале «У ТРОИЦЫ» представил Яков Рубин, Вологодский Камерный театр и артист Евгений Думнов (спектакль получил главный приз фестиваля). «Грубо слепленное» лицо артиста (мужская красота в ту пору проявляла себя в силе труда) ничуть не помешало создать образ машиниста Мальцева как рабочего-аристократа. В Мальцеве и его помощнике Косте, от лица которых актер и режиссер вели свой театральный рассказ, жил человек внутренний, вмещающий в себя огромную плотность мира, который БУДЕТ!

Новый, с иголочки, паровоз театр представил набором больших и малых барабанов, комбинации которых так напоминали морду машины. Эти же барабаны придавали спектаклю особую энергичную поэтику — создавали эффект приятной эстетической агрессии. Актер, произнося монолог Кости или представляя своего наставника за управлением мощной машиной, накладывал словесную ткань образа на работу-игру на барабанах. Как он бил в барабаны! Каждый из них, имея свой тембр, отдавался эхом на его слова, то разрезая пространство ритмом несущегося поезда, пылом топки, — то передавая состояние, называемое нами «дух захватывает». От скорости, от красиво и хорошо сделанной работы, от эстетики машины — от особенной красивости мысли инженера, втиснутой в железо. 

Спектакль получился цельным, ясным, играемым Евгением Думновым с настоящим наслаждением.
Спектакль получился и с мыслью: ослепший во время большого прогона, Мальцев вел свою машину вслепую, отчего почти догнал идущий впереди состав. Потом, на суде, он будет всех уверять, что «видел», что внутри его горел некий свет, и ему казалось, что он видит. К нему снова (после заключения и возвращения домой) вернется зрение — вернется тогда, когда его, забытого всеми мастера, все тот же верный и честный помощник Костя возьмет на свой паровоз, посадит управлять, направляя его руки поверх наложенными своими руками… Случится простое чудо. Зрение вернется…

Я тут отчетливо вижу христианский символизм. Вольный или невольный.

Не бросайтесь, друзья, мастерами, наставниками, высокими профессионалами — только они умеют отвоевать смысл у яростного мира и красоту у штампа!

С боязнью положительных ценностей пора заканчивать. Евгений Думнов (в кожаной черной косынке байкера, в черном жилете музыканта и черном пальто рабочего) и Камерный театр сказали нам о тайне таланта — трудового и трудного.