И ещё о сериале «Чернобыль»

[Блогово]

В последний, надеюсь, раз.

Количество критикующих просто зашкаливает. Всё было не так. Акценты смещены. Герои сериала в жизни были не такими. Создатели сериала всё врут, а мы знаем правду. 
Со всем этим я не просто не согласен, а не согласен категорически. Где было написано, что это документальный фильм? Где, на каких скрижалях авторы сериала кровью расписывались, клянясь в том, что абсолютно всё показанное в сериале на 100% соответствует фактам? 

Я и сам многому не верю.

— Не верю, что полыхающий реактор светился синим цветом (спецы скажут, что эффект Черенкова здесь неуместен).
— Смеюсь с бесконечного обращения: «Товарищ» советскими аппаратчиками 80-х.
— Изначально полагал появление в сериале никогда не существовавшей Ульяны Хомюк данью нынешнему феминизму. Но создатели пояснили: это что-то типа коллективной совести всех помогавших Легасову в расследовании. И это объяснение кажется мне вполне пристойным.
— Почему по собакам палят из трехлинеек, это же не времена Гражданской?
— С Дятловым перебор, ребята, его превратили в полного хичкоковского монстра.
— В перерождение Щербины, вице-премьера СССР, из махрового аппаратчика в едва ли не диссидента — не верю.
— В переговоры министра угольной промышленности с шахтерами по поводу ликвидации последствий аварий, да на фоне солдат-автоматчиков — не верю, киношно это.
— В сцену суда в заключительном эпизоде не верю абсолютно. Этот суд процедурно напоминает западные суды. Не верю, что всё могло быть так открыто и в присутствии нейтральных лиц. И не верю в спонтанный легасовский героизм.
— Ох, это вечное КГБ. Про это вообще умолчу. Боюсь, что оно меня сейчас подслушивает.

А на самом деле на фоне главного — это такие мелочи… А главное — это воссоздание в титаническом масштабе самой грандиозной ядерной катастрофы в истории человечества. Четко очерченная картина занавеса лжи и недоговорок со стороны власти. И невиданная для западного кино симпатия к простым советским людям, ставшими жертвами этой лжи и недоговорок, восхищение их тихим неброским героизмом.

Это не документальный фильм, это страшный фильм-катастрофа. Но с мощнейшим эмоциональным посылом. Ребята, у меня неплохие нервы. Я, помнится, жрал бутерброд с колбасой и смотрел «Пилу». Щёлкал семечки под беспрецедентную по жестокости концовку «Костяного томагавка». А сейчас — я не спал пять последних ночей с понедельника на вторник. Потому что это — бьёт в сердце и пролезает под кожу. Это — то, что было. То, что было со мной. С нами.

Вдвойне шок — те, кто делал сериал. Крейг Мейзин — обладатель принстонской степени по психологии и автор сценариев для комедий средней и высокой паршивости. Йохан Ренк — безбашенный шведский рэпер и автор музыкальных клипов для Робби Уильямса, Мадонны и Кайли Миноуг. Что в этих творческих характеристиках хотя бы отдаленно намекало на «Чернобыль»?

И как рисковал канал HBO, поручая этим двоим работу над трагическим сериалом эпического калибра, трудно даже представить. Кстати, сейчас пишут, что HBO после прекращения трансляций профессионального бокса и возмутившего миллионы людей последнего сезона «Игры престолов» был на грани провала, как Штирлиц, и неведомо откуда взявшийся пятисерийный «Чернобыль» восстановил репутацию канала во всем мире.

У сериала совершенно невозможный рейтинг: 9.7 из 10. Так часто бывает, когда фильм или сериал только появляется и те, кто отвечает за его раскрутку, ставят ему высокие оценки, повышая зрительский интерес. Но по мере просмотра люди восстанавливают истинную ценность увиденного. Рейтинг падает неминуемо. Путин подтвердит. Наверно, упадет он и сейчас.

Но этот текущий рейтинг уже сейчас составлен на базе мнений более ста тысяч зрителей! Это самый высокий телерейтинг в истории телеящика. И он совершенно меня не удивляет. Однозначно главное телесобытие года. А не гребаная Дейенерис со своими тремя летающими ядерными реакторами.