Первого мая исполняется 95 лет со дня рождения В. П. Астафьева, а 50 лет назад писатель впервые увидел Вологду. Одно из первых его зимних впечатлений в нашем городе - вологодский рынок, который в то время располагался на Торговой площади. За пилонами центрального входа со стороны проспекта Победы, шеренгами - одна против другой - стояли торговки пирожками, природную дородность которых усиливали зипуны с надетыми поверх белыми фартуками.
Каждая громко зазывала скушать горячий пирожок из своего ящика-термоса. Ассортимент, в ценовом диапазоне от пяти до двенадцати копеек, предлагался широчайший: с ливером, с капустой, с луком с яйцами («кричалка»-зазывалка звучала именно так - без союза «и»), с яблоками, с рисом, с мясом, с повидло. Даже русского человека, сибиряка Виктора Астафьева пятьдесят лет назад это удивило. Зимняя фотография базара в «Старой Вологде» есть, но, к сожалению, без торговок.
Думается, что колоритная фигура продавщицы пирожков смотрелась бы органичнее птицы-говоруна, невесть зачем приземлившейся на Торговой площади. А рядом можно было бы поместить снимки вологодского базара разных лет с цитатами из Варлама Шаламова, описывавшего площадь Борьбы со спекуляцией в 1918 году (рассказ «Вторая рапсодия Листа») и того же Виктора Астафьева, увидевшего Торговую спустя полвека.
Пора уже не только прекратить ставить памятники и арт-объекты, не связанные местом установки и содержанием с историей города, но и демонтировать те, которые этим критериям не соответствуют. Постояли - и будет! Человек ведь ко всему привыкает, в том числе и к дурновкусию. Если большинство все-таки привыкло к птичке, предлагаю еще более близкий к историческому вариант места установки - на широком тротуаре у Казанской церкви.