Ребенку необходима социализация. Да-да, без социализации ему будет тяжело потом в школе. Я неоднократно пытался выяснить у родителей – что вы вкладываете в это слово? И пришел к выводу, что основных задач у этой «социализации» две:
1. Дрессура ребенка – привычка делать все по свистку
2. Прививание ребенку навыка терпения скуки и всяких гадостей
Легче всего это объяснить на примере советского детского сада
Детский сад должен был сделать всех детей одинаковыми. Способы, которые он для этого использовал, были варварскими. Пока не съешь, из-за стола не встанешь. Не нравится? Тогда я тебе компот вылью в кашу. Ешь кашу с комочками и пей молоко с пенками. Кто не доел – будет есть из ведра. Нарушитель тишины во время тихого часа будет стоять без трусов. Все достали руки из-под одеяла. А теперь все будут рисовать. Сейчас я тебя этими мокрыми колготками по попе и отстегаю. Все девочки наряжаются снежинками, а все мальчики – зайчиками. Ну и что, что свитер щиплет – терпи. Почему не спите? Я же вижу, ресницы шевелятся! Все спят на правом боку, положив ладошки под щеку.
Но самое страшное, когда для дрессировки использовался коллектив. Когда всех наказывали из-за одного, чтобы настроить детей против бунтаря – не высовывайся. Повышать голос на ребенка было нормой. Поощрялось ябедничество и доносительство. Причем многие родители радовались, что для такого «обстругивания» ребенка есть специально обученные люди в детском саду – и им не приходится делать эту работу самим. Так раньше для наказания детей в барских семьях использовался специальный «дядька», а родительские руки были только для ласки. «Не мы такие – мир такой». Лучше его сейчас обломают.
Я никогда не понимал, почему все должны одновременно рисовать и ложиться спать? Что страшного произойдет, если ребенок не доест кашу или захочет лечь спать, когда устанет? Что криминального в том, что маленький ребенок описался? Но сама постановка этого вопроса вызывала протест – нас так воспитывали и ничего – приличными людьми выросли. И мы так будет воспитывать. Заткнись, Оленька, ты же видишь, что взрослые говорят
Конечно, с тех пор детские сады сильно улучшились, хотя трупные пятна социализма иногда неожиданно проступают и в сегодняшних воспитательницах. Но ведь дрессура и умение терпеть скуку – это не социализация. Ребенок прекрасно учится дружить и общаться во время игр во дворе. Безо всякой муштры
Гораздо правильнее не детей приспосабливать к скучному миру, а мир менять под детей – чтобы такие навыки «терпил» им никогда не пригодились бы. Если будущая работа тупа и монотонна – ее надо отдавать роботам. Если начальник орет, то пусть такая работа идет на хер, а такая фирма обанкротится. И настоящему государству не нужны послушные народные массы – ему нужны умные и активные граждане.
Да. Я знаю, что с ними гораздо труднее. На них ведь не прикрикнешь и им не прикажешь.