Прабабушка Лиза совсем не умела обниматься

Опубликовано

После смерти Сталина моя прабабушка Лиза смогла, наконец, выбраться из лагеря. Не сразу. Почти только через два года моя бабушка Роза, ее дочь, забрала Лизу, старую и нездоровую и привезла домой. Они не виделись 17 лет

После смерти Сталина моя прабабушка Лиза смогла, наконец, выбраться из лагеря. Не сразу.

Почти только через два года моя бабушка Роза, ее дочь, забрала Лизу, старую и нездоровую и привезла домой. Они не виделись 17 лет. Когда родителей арестовали, моей бабушке было 11. Когда умер Сталин — 26. Вся жизнь - без мамы и папы. Жуткая довольно жизнь.

Прабабушку Лизу посадили в 38-м, через неделю после мужа, Соломона Раскина. Его расстреляли через два дня после ареста. Расстрельный был список подписан Сталиным. Разумеется, все всегда в семье думали, что прадедушка Соломон сидел без права переписки и умер от воспаления легких во время войны, - документы о расстреле я нашла только в этом году. А прабабушка Лиза сидела в КАРЛАГе.

Моя бабушка рассказывала, что прабабушка Лиза совсем не умела обниматься. И ни разу до самой смерти не обнимала и не няньчила свою внучку - мою маму. В лагере невозможно сохранить память и потребность тактильных ощущений.
Но благодаря тому, что Сталин все же умер, последние три года своей жизни несчастная прабабушка Лиза прожила в семье. Все это время она посвятила посмертной реабилитации своего мужа. И ей это удалось. 
На фотографии мои прабабушка и прадедушка с моей одиннадцатилетней бабушкой. За несколько месяцев до того, как вся их жизнь полетит в тартарары.