Прабабушка Лиза совсем не умела обниматься

[Блогово]

После смерти Сталина моя прабабушка Лиза смогла, наконец, выбраться из лагеря. Не сразу.

Почти только через два года моя бабушка Роза, ее дочь, забрала Лизу, старую и нездоровую и привезла домой. Они не виделись 17 лет. Когда родителей арестовали, моей бабушке было 11. Когда умер Сталин — 26. Вся жизнь - без мамы и папы. Жуткая довольно жизнь.

Прабабушку Лизу посадили в 38-м, через неделю после мужа, Соломона Раскина. Его расстреляли через два дня после ареста. Расстрельный был список подписан Сталиным. Разумеется, все всегда в семье думали, что прадедушка Соломон сидел без права переписки и умер от воспаления легких во время войны, - документы о расстреле я нашла только в этом году. А прабабушка Лиза сидела в КАРЛАГе.

Моя бабушка рассказывала, что прабабушка Лиза совсем не умела обниматься. И ни разу до самой смерти не обнимала и не няньчила свою внучку - мою маму. В лагере невозможно сохранить память и потребность тактильных ощущений.
Но благодаря тому, что Сталин все же умер, последние три года своей жизни несчастная прабабушка Лиза прожила в семье. Все это время она посвятила посмертной реабилитации своего мужа. И ей это удалось. 
На фотографии мои прабабушка и прадедушка с моей одиннадцатилетней бабушкой. За несколько месяцев до того, как вся их жизнь полетит в тартарары.