Ситуация на наших дорогах просто аховая. Чем больше водителей, тем легче в их ряды попадают люди с низкой ответственностью. Ладно бы, за свою жизнь. Так они безответственны и за жизнь других. Скорее всего, ничего не изменится и никакого способа в рамках старых правил и средств как-то решить проблемы нет. Поэтому действовать нужно радикально. Я тут имел разговор с одной недалекой мадам, которая на днях вылетела в кювет с заноса на скорости 140 км/час на заснеженной дороге. Так она не только не поняла нихрена, так еще и утверждает, что никогда не будет ездить медленнее. Интересно, что в протоколе у нее написано, что ехала она со скоростью 80 км/час. То есть, никакого наказания она не понесет. Что же нам делать?
Во-первых, немецкая система штрафов, когда после нескольких нарушений можно лишиться водительского удостоверения и пойти топтать землю своими ногами. Это должны быть несгораемые нарушения, которые будут преследовать нарушившего всю жизнь. Скажем, на превышение на 5 км/час это не действует. Но на +15-20 км/час и выше – сразу да. Три таких превышения (или других грубых нарушения ПДД), которые зафиксированы непосредственно патрулем ДПС с составлением протокола на конкретного водителя, приводят к лишению права управления ТС на полгода. Следующие три – на год. Еще три – навсегда.
Во-вторых, нам крайне необходима новая система отслеживания поведения водителя. Пора перевести водительские удостоверения на электронную основу, чтобы в карточку была зашита RFID-метка с ID водителя. Чтобы, садясь в машину, человек однозначно идентифицировал себя для бортового компьютера, который должен записывать все параметры поездки с момента запуска двигателя и до момента его остановки. Через определенные интервалы времени (скажем, месяц или два) все данные должны отправляться в страховую компанию и ГИБДД. В случае выявления нарушений порядка управления (скажем, езда без ID), владелец наказывается отстранением от управления. Управление ТС без ID или с чужим ID – лишение права управления на год сразу, без вариантов.
В-третьих, нам просто жизненно нужна новая система отслеживания автомобилей на дороге. Камеры теперь мало эффективны. О стационарных камерах знают все, они отмечены во всех навигационных приложениях. Передвижные камеры постоянно вызывают массу протестов у водителей, но это именно то, к чему придется прийти. Еще эффективнее будут индукционные рамки по типу тех, которые считают, например, количество велосипедистов, которые проехали по улице. Но с одним улучшением: рамка должна считывать ID водителя, который передается в бортовой компьютер. То есть, будет однозначно известно, кто управлял автомобилем в момент пересечения рамки. Этим избавимся от протоколов в адрес тех, кто не управлял автомобилем в тот момент.
И штрафы... штрафы, наконец, должны быть драконовскими. И растущими по мере усугубления нарушения. Например, 500 для превышения на 15 км/час, 5000 – для превышения на 25 км/час, 8000-10000 тысяч – для +35-40 км/час. Большие зафиксированные превышения – лишение права управления на полгода. И никаких 50% скидки. За превышение в населенном пункте километров, скажем, на 15 в час – сразу 10 тысяч рублей, а больше – плюсом и лишение права управления. Проехал на красный – тысяч 15. Пешеход потащился на красный пешеходный – тоже десятка. Все должны быть равны, я считаю и все должны наказываться строго.
Все штрафы – в фонд дорожного строительства. Ввести плакетки для проезда по платным дорогам с ценой, скажем, тысячи четыре в год вместо постоянной оплаты. Кто сунулся на платную дорогу без плакетки – штраф и купить плакетку сразу на месте. Можно плакетки на месяц, три, шесть и т. д.
Лет пять-десять такой муштры, и в стране не останется дебилов на дорогах.