Каждый день интернет приносит нам скандальные новости из российских школ. Вот замдиректора оренбургского лицея объясняет старшеклассникам, пропустившим какое-то военно-патриотическое мероприятие, и назвавшим его «абсурдом», что были времена, когда юношей, не способных защищать отечество, кастрировали. И, войдя в раж, предложил несогласным «не позорить звание юноши» и сменить пол. Увы, у нас достаточно людей, в том числе и педагогов, уверенных, что пацифист и педераст – это одно и то же.
А вот учителя гатчинского лицея пишут донос в прокуратуру на учеников 7-го (!) класса, требуя привлечь их к уголовной ответственности по статье «Оскорбление». К счастью детишек, статью «Оскорбление» исключили из Уголовного кодекса еще шесть лет назад. Написать же «заяву» по статье 282 – за экстремизм -- педагоги не догадались. Дело в том, что в своем закрытом чате школьники создавали мемы на учителей и одноклассников. Вполне возможно, что это было обидно, но чтобы сразу просить привлечь детей к уголовной ответственности? Это какая-то педагогическая импотенция, иначе и не скажешь. Прокуратура заявление не приняла, но участковый в семьи семиклассников зачем-то наведался. Похоже, в Гатчине участковым откровенно заняться нечем.
Или история на Дальнем Востоке, где учитель заявила, что ходить со значком «Навальный-2018» - все равно, что пропагандировать гитлеровские концлагеря. Постоянно идут разговоры, что надо запретить школьникам пользоваться телефоном во время занятий, мол, отвлекают.
Я же лично предполагаю, что главный мотив желания запретить гаджеты в том, что школьники записывают на свои телефоны эпические речи педагогов и запускают в сеть. Интернет же явление такое: вчера во Владивостоке учитель сморозил глупость, сегодня над ним потешается вся страна.
Но почему так много этих глупостей? У меня есть ответ. Он, правда, не основан на статистике, только на личных впечатлениях. Ответ такой: возрастной разрыв между педагогами и школьниками растет.
В учебных заведениях очень мало (практически нет) педагогов, чей возраст был хотя бы сравним с возрастом родителей учеников. Только с бабушками можно сравнивать наших педагогов – со старенькими бестолковыми бабушками ничего не понимающими в современных реалиях.
И тому, что педагогический состав стареет, тоже есть, на мой взгляд, объяснение. Нам постоянно говорят о росте зарплат учителей. Но кто получает много? Тот, у кого стаж, квалификация, много часов. У молодых, пришедших в школы, нет стажа, нет (пока), квалификации, получают они мизерные деньги и в школах не задерживаются. То есть, в большинстве своем детей XXI века обучают люди, повзрослевшие еще в эпоху развитого социализма. Ладно, на качество обучения математики или биологии, это, возможно, не влияет. Но когда начинаются мировоззренческие споры, а перечисленные случаи есть именно конфликты мировоззрений, то получается, извините, глупость и чушь несусветная. И главное – изменить взгляды молодых людей динозавры от педагогики не могут, а травмировать психику – могут вполне.