Часто спрашивают, как Дед Мороз поселился в Великом Устюге и кто на самом деле был автором этой идеи? Рассказываю.
В 1996 году Вологодская область первой из российских регионов провела выставку-презентацию в Совете Федерации. Подготовились серьёзно. От посетителей не было отбоя, а сама экспозиция привлекла внимание первых лиц СФ и Москвы - Егора Строева, Геннадия Селезнева, Юрия Лужкова, Зураба Церетели…
Впереди нас ждал юбилейный год: Москва, Вологда и Великий Устюг готовились к своему 850-летию. И было принято решение, что не только вологжане поздравят столицу и ее жителей, но и московская делегация примет участие в наших праздничных мероприятиях. Так в 97-ом и получилось. И побывав на Вологодчине, Лужков впервые познакомился с Великим Устюгом.
В одном из разговоров как-то признался Лужкову в своей детской мечте, которая оставалась несбыточной, - побывать на кремлёвской ёлке. "Так в чем дело?" - спросил Юрий Михайлович, - "Собирайся и приезжай!". И на Рождество, 7 января 1998 года, я оказался в Кремле.
Тут надо сказать, что московские профсоюзы выпускали тогда ежегодный буклет, посвященный Новому году, предисловие к которому мэр Москвы писал лично. Были там и такие строчки: "А где же живет Дед Мороз? Может, в белокаменном Ярославле. Может, в седой Вологде. А, может быть, в деревеньке Морозовица, что под Великим Устюгом?.."
Прочитал я этот текст и говорю: "Юрий Михайлович, а давайте действительно поселим волшебника на Вологодчине и вернём сказку российским детям?". В ответ, подписывая на память буклет, он размашистым почерком написал: "Проекту быть! Лужков".
Это сейчас, когда каждому понятно, что Дед Мороз вдохнул в Устюг вторую жизнь, все плюсы проекта очевидны, а тогда - в конце 90-х - более половины устюжан категорически выступили против. Но это уже совсем другая история...