Мы ехали на «Прогрессе», влетая на гребни волн и падая жестко в провалы. Где то там, в глубине вод, лежали безмятежно останки Пертовки и Луковца. Лежали тысячи и тысячи человеческих судеб ,воплощенные когда-то в крестьянские дома, поскотины, хлебные нивы, барские усадьбы, маслодельни, мельницы, мукомольни, монастыри и церкви, кладбища с крестьянскими и дворянскими останками…
Катер до берега дойти не мог, было мелко. Я разделся и пошел босыми ногами по воде, готовившейся стать льдом. Волны тревожили песчаную косу, перебирая ушедшие давно года. То и дело попали под ноги глиняные черепки, осколки кирпича, фрагменты церковной железной ограды. Я вышел на берег и перед моим взором предстали то тут, то там разбросанные горестные человеческие останки.
Берцовые кости, челюсти с повыпавшими зубами, черепа, обломки досок, скорее всего гробов, крестьянская обутка, которой снаряжали в последний путь усопших крестьян…
Я поднял с песка одинокий опорок. Это была резиновая калоша, в которую когда-то был обряжен покойник… И эта сиротская калоша почему-то пронзила сердце более всего.
Я подумал тогда: стоит ли ворошить прошлое? Ведь ничего же уже не поправить. И можно ли сейчас из нашего благоустроенного сегодня судить о прошлом, когда надо было вырвать Россию из разрухи, отсталости, подготовить к грядущей и неминуемой уже войне…
Может быть, все правильно? Но кости, разбросанные по всему приплеску, скорбели и молчаливо вопрошали о милости.
-Видите вот эту каменную гряду. Вот здесь, по всей вероятности, и будет могила Николая Верещагина, - сказал Виктор Красушкин, сопровождавший нас, - сейчас она под водой, но не глубоко. Там она, если от нее что-то осталось.,. Вы знаете, какая страшная сила у ледохода. Льдины ворочают такие валуны… Бывает за одну весну картина меняется резко… Колокольню посмотрите, как размолола вода. Тротилом так не разбить, а волна тихая, ласковая все размывает…
На этой каменной гряде мы и решили оставить привезенный крест и венок Николаю Васильевичу в память от создателей будущего фильма создателю вологодского масла…
- Мистика какая-то, - сказал Татаров. – Оба брата Верещагина покоятся под водой. Один на восточном краю отечества, другой здесь вот. Под водами искусственного моря.
…27 октября в Череповце в доме-музее Верещагиных мы намерились снимать традиционные уже мероприятия в память о семье Верещагиных. Предполагается сделать театрализованное представление и погрузиться во времена царствования Александра второго, а может быть и третьего.
А дети из Череповецких школ приготовили свои рефераты о семье Верещагиных и станут выступать с ними на конференции в городской усадьбе, стены которой дышат таким уже далеким прошлым. Далеким и близким одновременно.