Последние n-надцать лет мэры и чиновники по всему миру больны концепцией «умного города». Никто толком не понимает, что это такое, поэтому в ход идут датчики над полосами, компьютерные модели, дорогая подсветка и так далее. Не удивлюсь, если простые пластиковые трубы канализации умудряются называть частью умного города, хотя из этой трубы всё стекает в ближайшую речку-вонючку.
Умный город – красивое название для продаж. Компьютерные технологии, социальные сети, телефоны, машины с бортовым компьютером и прочие вещи действительно помогают делать города лучше, но это инструменты, ими нужно уметь пользоваться. Например, в умелых руках информация сотовых операторов о передвижениях людей в городе помогает строить удобные маршруты общественного транспорта, хотя раньше для сбора такой информации потребовалось бы проводить много опросов. С другой стороны, данные со светофоров в неумелых руках используются для протягивания дорог только для машин – в результате пешеходы ждут под дождём 190 секунд на переходе, автобусы собираются в очередь и прочие неприятно-привычные для нас вещи.
Но для чего вообще всё это делается?
Сегодня города борются за жителей – человеческий и социальные капиталы двигают города вперёд и приносят деньги. Чем выше «качество» людей, тем требовательнее они к городской среде, сфере услуг и разнообразию. Тут можно вспомнить опыт переездов крупных американских корпораций в пригороды в 1980-ых годах, когда бизнес столкнулся с оттоком специалистов – людям было скучно и неудобно. Сейчас в подобных ситуациях приходится обращать много внимания на сопутствующие вещи: архитектуру, кафешки, кинотеатры, пешеходную среду и так далее.
При этом мы видим, что признанные мировые мегаполисы стали такими не благодаря интеллектуальной транспортной системе или иной волшебной программе – в первую очередь это была долгосрочная стратегия с умными конкретными шагами. Голландцы прокачали свой транспорт и архитектуру задолго до цифровых карт корреспонденций или BIM-проектирования.
Сделать что-либо без правильного предварительного анализа довольно сложно, часто из-за дефицита информации проваливаются даже правильные начинания. Например, вот выше я писал про конкуренцию городов для жителей, но как найти свою целевую аудиторию, если ты про неё ничего не знаешь? В своих решениях муниципалитеты должны исходить из запроса тех, кто хочет уехать из города – кто эти самые сваливающие? Обычно никто этого не знает, ведь привычные институты регистрации устарели и крайне примитивны.
Собирать информацию сложно, правильно анализировать её ещё сложнее. Поэтому хорошим решением должны быть открытые базы данных – это одно из краеугольных условий умного города и государства. У меня сейчас большие надежды на следующую перепись населения, которая пройдёт в России в 2020 году – там как раз будут вопросы про внутреннюю миграцию и прочие занятные вещи. Привычная пробная перепись в отдельных регионах будет уже в этом октябре, а для всех остальных будет доступна онлайн на госуслугах – есть шанс, что будут человеческие базы данных для выгрузки.