"Здесь нужен просто человек со здравым смыслом"

[Блогово]

В Мэйле сегодня обсуждали новые поправки в 282, попутно выдвигая добавочные идеи к тому, как бы нам все-таки еще можно было реорганизовать рабкрин. Посмотрела запись и имею сказать следующее.

Очень много было предложений по экспертизе. И общественный совет организовать, и экспертов сертифицировать, и засылать для региональных антиэкстремистских дел московский десант проверенных экспертов. Звучало это все оптимистично, однако все-таки очень прекраснодушно. Лицензирование судебных экспертов у нас сейчас законодательством не предусмотрено, а создание единого органа рассмотрения, помимо гигантской законотворческой работы, еще и не справится с региональной нагрузкой, затягивая эти дела до невозможности.

Наиболее внятно и в унисон по экспертизе высказались глава СПЧ Федотов и адвокат Бадамшин. «Может, это слишком радикально, может, я слишком забегаю вперед — но на самом-то деле, какая должна быть экспертиза по делам о разжигании ненависти? Ведь текст, который размещен в сети с целью разжигания ненависти, нацелен на кого? Целевая аудитория кто: эксперты или рядовые пользователи? Вы просто спросите пять рядовых пользователей: вот ты прочитал этот текст, он у тебя возбудил ненависть? Возбудил — все, значит, это экстремизм. Не возбудил? Значит, посмеялись и пошли дальше", — сказал Федотов. "Здесь не нужен эксперт, здесь нужен просто человек со здравым смыслом", — добавил он.

Бадамшмин очень кстати вспомнил про список экстремистов и террористов Росфинмониторинга, где до сих пор мирно сосуществуют человек, запостивший карикатуру на Пушкина с Тесаком, и Шамиль Басаев. В список этот попадают все, кто проходит по уголовным делам за экстремизм, после чего на долгие годы теряют возможность пользоваться своими счетами, выплачивать кредиты и попросту снимать с карточки начисляемую зарплату. Изначально задуманный как способ борьбы с финансированием терроризма, список превратился в карательный инструмент и распух до 9 тысяч человек, и с этим точно надо что-то делать.

Единодушие более-менее возникло по поводу необходимости декриминализовать (а лучше — вообще отменить) статью об оскорблении чувств верующих — все любят мемы с Иисусом! На вялые попытки кого-то из присутствующих аргументировать, что в америке вешают негров и блокируют посты про х-хлов в фейсбуке, компромиссно, зато честно, отреагировал как единственный практикующий адвокат все тот же Бадамшин - «если выбор стоит между цензурным баном в фейсбуке, и уголовным делом в России — я скорее поддержу введение такой цензуры Вконтакте». В ситуации когда за пост все еще можно уехать на зону, не могу не согласиться с ним.

Без ответа остается, пока что, и вопрос о том, не станут ли силовики вместо 282 просто использовать за то же самое 280 статью, но тут без правоприменительной практики мы об этом не узнаем — остается уповать на недавний пленум ВС и прокурорский надзор.

Я бы ещё, конечно, в качестве предложений добавила парочку разъяснений от Генпрокуратуры, но ни меня, ни их на круглом столе, увы, не было. Ну что же, будем действовать по обстоятельствам!

Спасибо, кстати, Мейлу, что дал возможность озвучить все эти разнообразные мнения. Интересно, учтут ли депутаты хоть что-то из вышеперечисленного в своих поправках ко второму чтению путинского законопроекта о декриминализации 282 статьи?