История маршрута №15. Помощник

[Блогово]

Скорая помощь для пассажиров

В середине 1950-х годов на окраине Октябрьского посёлка строится несколько крупных медицинских учреждений и самый большой в городе городок областной больницы. От ближайшей остановки единицы на Гагарина пешком было далековато (а если ты ещё и болеешь…), поэтому в 1966 году сюда запускают новый маршрут автобуса №15. Маршрут проходил из центра через вокзал, чтобы посетители больницы из районов, прибывающие и на автостанцию у старого рынка и с поездов из области, могли добираться до лечебного учреждения.


Красный Север, 1966 год

Такой маршрут ждали и жители Октябрьского посёлка, ведь теперь им не обязательно было простаивать на переездах. 15-й поехал в обход через Горбатый мост и по построенной в 1963 году соединительной дороге между Пошехонским шоссе и Ленинградской улицей. Почему это произошло только на третий год открытия моста остаётся загадкой…

В конце 1960-х годов у маршрута была такая трасса: с улицы Батюшкова поворачивал на конечную «Центр» у Универмага, далее по Мира, Пошехонскому шоссе, Петина, Гагарина и кольцу Майская (Южакова), Лечебная, Июльская (Щетинина) и снова на Гагарина.

Илл.1 и 2. Схема маршрута в конце 1960-х.

Илл.3 и 4. На маршруте дольше других работали автобусы ЗИЛ-158В.

Илл. 5 и 6. Остановки маршрута №15 на улице Мира

В семидесятые остановка «Центр» множилась и периодически меняла своё местоположение. В 1973 году конечная №15 перенесена* к Трансагентству на Клары Цеткин (сейчас Благовещенская), а в 1974 к Облисполкому. Была скорректирована и трасса маршрута: вместо улицы Мира он стал ходить по Жданова (М.Ульяновой и Чехова) и Ворошилова (Галкинской). С улицы Мира в те годы убирали маршруты автобусов. В том же 1974 году* маршрут перестал объезжать Ковыринский парк и стадион ВПВРЗ.

Водитель Николай Животов рассказывает: Весной 1974 года я проходил стажировку на 16м маршруте и в то время остановка на К.Цеткин являлась конечной остановкой Центр для маршрутов №4 Центр - Ватланово, №15 Центр - Областная больница, №16 и 16 экспресс Центр ГПЗ-23. Эта остановка находилась около Трансагентства и здесь так же останавливался автобус маршрута №1,который следовал из Октябрьского посёлка на Льнокомбинат. 4й и 16й маршруты от этой остановки следовали на улицу Батюшкова, далее по Мира с поворотом на Кирова и далее к переездам и на Гагарина и далее Панкратова и Леншоссе, автобусы же маршрутов 15 и 16 экспресс по Мира и через Горбатый мост и по Петина в Октябрьский посёлок. Эти маршруты относились к диспетчерскому пункту Центр-2, который располагался в вагончике во дворе Универмага на месте нового крытого рынка,и в то же лето начали строить Новый рынок и площадку, где стояли автобусы ликвидировали,а вагончик перенесли к Облисполкому. Туда же перенесли и конечную 15го маршрута, соответственно изменив маршрут, от гостиницы Вологда, мимо стадиона Динамо к Областной библиотеки и к Облисполкому. Источник

Конечные остановки 15 маршрута в центре:

Илл.1. На ул.Батюшкова

Илл.2. Напротив Универмага (по другую сторону от стоящего автобуса)

Илл.3. У Облисполкома

После постройки Ленинградского моста в 1975 году движение автобусов в Октябрьский посёлок и на Панкратова было организовано из центра по Гончарной, а в центр по Петина. Так 15-й в сторону Областной больницы стал ходить по Гончарной и Гагарина, а обратно по Гагарина и Петина.

На время постройки нового Горбатого моста с 1982 по 1984 год 15-й ходил от Вокзала по Мира, Чехова, Хлюстова, Кирова, Ленинградской, Гончарной (обратно по Петина), Гагарина и Щетинина.

В результате оптимизации автобусной сети в 1988-89 годах №1 и №15 объединили. №15 был отменён, а единица стала делать обязательный заезд к Щетинина и из Октябрьского посёлка в центр поехала через Тепличный и Горбатый мост.

На подхвате

Один из путей развития общественного транспорта — долгосрочные кредиты. В середине 90-х (90-лучшее время для общественного транспорта Вологды — мнение автора) по одному из таких кредитов в город пришли 46 новеньких Мерседесов. И благодаря этому обновлению появилась возможность открыть новые и возродить часть закрытых ранее маршрутов.

У единицы в это время наблюдается неравномерная загрузка на маршруте: перегруз от центра до Октябрьского посёлка, (на углу Щетинина и Гагарина вырос небольшой микрорайон), а по Советскому проспекту пассажиров существенно меньше. Вот тут и вспомнили про №15, который открыли заново в июле 1997 года по маршруту ВПИ — ул. Щетинина. На маршруте работало 5 Мерседесов и он быстро стал востребованным. В декабре этого же года его продлили до нового торгового комплекса ТР «Преображенский» (Торговый ряд).

Mercedes-Benz Türk O345 на возрожденном 15-м

Парадоксальным образом, но у 15-го, который тоже был фактически дублёром в нулевые появились и свои дублёры. В 2001 году его маршрут уже полностью покрывают «газели» 52 и 58 маршрута. В середине нулевых добавился еще и 78 пазик. Пассажиропоток конечно же стал падать. В мае 2004 года маршрут обрезали до Щетинина и сократили до четырёх количество автобусов, в 2007 году до трёх. Полностью маршрут на этой трассе отменили в мае 2010 года.

С 2010 года по задумке администрации Вологды 15-м маршрутом ПАТП-1 должен был стать 48-й маршрут (ВПЗ — Архангельская), который на тот момент обслуживался автобусами частников НП «Перевозчики пассажиров Вологды». Частники не согласились с такой идеей, не ушли с маршрута и даже выиграли суд и смогли остаться на линии. В результате карма №15 как маршрута-дублёра взяла своё и вот уже 10 лет как он ездит вместе с №48 по абсолютно идентичной трассе.

Автобусы на новом 15 маршруте с 2010 года (5 фото)

Как менялась трасса маршрута с 1966 года. (схемы движения, которые действовали между 1973 и 2010 гг., см. в первоисточнике)

Источники фото группа Старая Вологда, fotobus.msk.ru

*информация требует уточнения