Любопытное совпадение 1-го сентября и массового психоза из-за заезжего коуча высветило главную проблему современного образования.
Все последние столетия школа не учила людей самостоятельному целеполаганию и навыкам достижения целей. Советская школа была самой радикальной «фабрикой заготовок», и она учила трем навыкам:
1. Послушанию.
2. Умение решать поставленные учителем задачи.
3. Списыванию и коррупции как способу выжить в такой системе.
Постсоветская школа сместила фокус с первой задачи на третью, но никаких реальных навыков выживания давать не научилась.
Где же получали навыки лидерства и результативности?
- внеклассная активность (комсомол/олимпиады)
- спортивные школы (умение декомпозировать большую цель на достижимые этапы и достигать их)
- музыкальная школа (умение выступать и понимать аудиторию)
- художественная школа (умение самовыражаться)
И тп
Но это весьма ограниченый скилл сет. К примеру, в спорте цели большие, но стандартные. Базовые навыки ответственности за себя и свои достижения, умение конкурировать и развиваться, но и сотрудничать, умение формировать и развивать обоснованную веру в себя, знать свои сильные стороны и границы - ничего из этого современная школа и семья толком дать не могут. Воспроизводятся примитивные практики умения «быть как все», плыть по течению и копировать тех, кто преуспел (отсюда и полный стадион доверчивых простофиль).
Семья не учит успешности, потому как родители, даже успешные, не могут отрефлексировать причины успеха и передать их в востребованной форме. Потому дети предпринимателей и чиновников - капризные самодуры без навыков развития и ответственности. А дети неуспешных семей берут примеры из медиа, в которых все переврано, а ценностная матрица ужасна - все понимают «за что» красивой хостесс дарят миллион, и ряды готовых на все девушек растут с каждым годом...
Разговоры о «новой школе» идут давно, но 90% идей - это «новые предметы», а не новая среда формирования успешного самостоятельного человека. Есть единицы мировых пилотов с школой, в которой основа - самостоятельная работа, а не «уроки». Есть абсолютное неприятие этих идей нашей системой, причем даже в университетах палочная дисциплина только растет...
Идет консервация отставания и неуспешности. Неконкурентные практики самоусилиыаются. Пространство свободы (единственна среда роста ответственности и успешности) сокращается...
Как разорвать этот порочный круг сверху я пока не понимаю. На уровне же родителей советы простые:
1. Дать детям больше свободы с раннего детства. Учить принимать решения и отвечать за последствия. Помогать исправить, а не недопускать ошибок. Прощать после осознания, а не запрещать рисковать.
2. Найти ребенку хорошую компанию. Качество обучения в школе вторично по отношению к качеству учителей и учеников как личностей. И престижная школа с богатыми мажорами скорее вашего ребенка искалечит.
3. Найти ребенку Наставника. Да, в любой области - спорт, роботы, туризм. Нет, это не могут быть родители - ребёнку важно выработать свой собственны скилл сет, а уникальность появится на противостоянии родителям. Роль папы и мамы - любить и давать ресурсы, Учитель должен быть «чужим», это фундаментальное правило.
Недообученнные жить родители плодят еще менее умеющих жить детей( Порочный круг, и рвать его придется самим, на государство надежды нет) тут «бюджет не освоишь», тут рисковать надо...
В общем, всех с #1сентября!)