В советских книгах по искусству часто встречаются потрясающие экспонаты, обладающие не только художественной, но и краеведческой ценностью. Перед вами табакерка, сделанная в Великом Устюге в 1794 году, чернение по серебру.
На табакерке довольно любопытная карта. Это Вологодское наместничество, структура, прожившая совсем недолго (16 лет), а в том виде, что на табакерке – так и совсем 12. Уже через два года после создания табакерки Наместничество упразднили, появилась всем нам знакомая Губерния. По своим общим очертаниям она не сильно отличалась от предыдущего образования, но вот разбивка на уезды была другой. Что и видно на карте табакерки.
На ней указаны 12 уездных центров: Яренск, Сольвычегодск, Устюг, Тотьма, Вологда – уже были городами, а вот Грязовцу, Кадникову, Вельску, Никольску, Красноборску, Лальску, Усть-Сысольску специально к открытию наместничества в 1780 году присвоили статус города. Тогда же многим городам были утверждены гербы.
Спустя два года свежеиспеченная Губерния соптимизировала и растворила в себе два уезда (угадаете, какие?), два бывших уездных города получили приятный статус «заштатный». (Кстати, первоначально в этом термине не было ничего тоскующе-провинциального, он лишь сообщал, что город обладает правами городов, хоть и не является уездным центром).
В карте жирным отмечены реки – самые важные по мнению автора: Вычегда, Сухона, Юг, Северная Двина, Печора. Визуально создается ощущение, что именно Устюг – центр мира этой табакерки. Ну а как иначе?)
Конечно, хранится наша прелесть не в районном устюжском, и не в областном вологодском, а в столичном государственном русском музее.