Белая керамическая кофейная кружка с голубой каемочкой похожа на кабанчика. Коренастая, тяжелая, с толстыми стенками и удобной ручкой. На обратной стороне донышка прекрасное по своей лаконичности клеймо: слово KAHLA в прямоугольнике.
Как она оказалась в нашем доме? Никто теперь не ответит мне на этот вопрос. Но не все потеряно, читатель.
На свете нет ничего лучше, что могло бы рассказать историю посудины, чем фабричное клеймо!
«KAHLA» - это очень известная немецкая марка. Компании уже больше 170 лет.
Основал её купец Кристиан Экард аж в 1844 году. Начал производить фарфоровые чашки, курительные трубки и кукольные головки. Да такие хорошие и пригожие, что уже через 10 лет KAHLA стала ведущим керамическим предприятием в Тюрингии, а с 1914 – во всей Германии. К середине 20 века KAHLA экспортировала 50 процентов своей продукции.
Каталоги и знатоки из профессиональных сообществ сообщают нам, что KAHLой в прямоугольнике клеймили изделия с 30-х до 50-х годов. Стало быть нашей чашечке может быть около 80 лет. А то и чуть больше!
На одном антикварном форуме в интернете я увидела фотографию точно такой же чашки. Автор фото утверждал, что откопал ее в каком-то немецком блиндаже! Что ж, все может быть…
Откуда взялась в нашем еврейском доме чашка из Германии? Возможно трофей, возможно подарок, возможно случайная находка в лавке старьевщика. Кто был хозяин? Быть может какой-нибудь несчастный немецкий солдатик, почти ребенок, держал ее в окоченевших руках среди лютого русского холода. Хлебал кипяток, расплескивая воду на рукава и проклинал все на свете. Кто знает: суровое квадратное клеймо об этом умалчивает.
Нам остается только сварить крепкий кофе, налить в чашку с голубой каемочкой, пойти на балкон, думать о жизни и судьбе, да смотреть, как тают на весеннем солнце Зима и наши тревоги....