Кемерово огненной волной выбило в тысячах людей все защитные стекла. Броня оплавилась. Нет ничего, кроме пепелища и снега. И, судорожно вдыхая ледяной воздух, я, как и многие, понимаю: прежней жизни не будет. Не должно быть.
Я буду говорить не о трагедии и не о ее причинах. Мертвых не вернёшь, система огромна, и мы так глубоко зашли в ее пасть, что выхода не видно, а эвакуационные - верно, закрыты.
Я буду говорить о том, что Кемерово сделало со мной.
2/3 моего времени, сил, знаний, реализованных проектов, людей, задач в течение 10 лет были абсолютным фейком. Мы работали в рекламе, строили медиа, торчали в выставочных центрах и не сделали ничего действительно полезного.
Мы зарабатывали деньги и спускали их, «выигрывали» тендеры и закрывали глаза на правила игры, улыбались и пили с нужными людьми. Все мое окружение, все партнеры по бизнесу и сильные мира сего заняты набиванием своих кошельков и спасением своих шкур. Кумовство и взяточничество, лизоблюдство и профанация на всех уровнях - в госструктурах и бизнесе - были нормой жизни. Мы соревновались за тёплое место в системе. Мы потакали идиотизму начальников или заказчиков, потому что проще промолчать. Мы жили в бреду, создавали бред и закрывали глаза совести и здравому смыслу.
Повторюсь, я работала в рекламе и медиа. Я умела прекрасно слышать своих клиентов. Меня воротило от пошлости, но мы продолжали в ней жить. Да, тупые безвкусные картинки макетов, сделанные «по указу», корявые сайты по цене автомобиля, дни города и победы с годовым бюджетом больницы на салют - это не прямая угроза жизни людей. Но это винтик в системе, которая собиралась из этих кусочков, как железный монстр в плохом ужастике. И собралась.
Мы, чтобы выжить, платили откаты маркетологам, делая говно-рекламу по их ТЗ. Наши знания, умения и навыки никого не интересовали. На соседней улице наши клиенты сдавали в эксплуатацию новостройки, и поседевшие замы, инженеры и прорабы откатывали тех.надзорам, чтобы проскочить между Сциллой и Харибдой собственника, прикупившего личный самолёт, и дольщиками, требующими скорой сдачи жилья за копейки.
Это мы разучились водить детей в походы, убили школьную самодеятельность и сделали нормой хождение в ТРЦ целыми классами. Это мы сто раз проходили мимо запертых выходов, но никогда не спросили себя и окружающих: какого хрена?
Сегодня мне стыдно за каждую строчку в своём резюме, кроме, пожалуй, книг да материалов для Русфонда и «Таких дел».
Я знаю, что этот текст ничего не изменит. Я знаю, что Кемерово может быть в любом городе.
Все, что у меня есть - это время, мозги и русский язык. Это все мои ресурсы. И я не хочу тратить их на кормление монстра. Я не хочу быть в «профессиональной тусовке», построенной на лести, взяточничестве и вечном хайпе. Я не хочу делать никому не нужную работу.
Если достойный уровень жизни в нашей стране возможен только через лицемерие, надо уменьшать запросы. Или менять страну.
Вот уже несколько месяцев я отказываюсь от «перспективных» проектов и контрактов в ущерб благополучию семьи. Сейчас, наконец, понимаю, почему. Я, правда, больше не могу и не хочу - так.
Страшно читать сообщения из Кемерово.
Страшно осознавать себя и большинство своих знакомых частью системы.
Страшно, что почти все мы - кроме, разве что, врачей и пожарных, не приносим миру никакой пользы, а наши жалкие попытки что-то делать в итоге только усиливают омерзение от общей картины.
Мне кажется, сегодня пришло время каждому из нас заткнуть в себе эго, подойти к зеркалу и честно спросить - а чем я лучше? Чем я лучше этих тупых охранников, этих инспекторов, подписывающих несуществующий план эвакуации, этой системы, их породившей?
Где сейчас ваш ребёнок?
А ваши родители?
Вы верите в то дело, которым занимаетесь?
Вы делаете свою работу профессионально?
Мы все давно сгорели заживо и не замечали этого, пока огонь не пошёл с нами.