Самый проблемный вопрос для туризма в глубинке сегодня - сервис. Одними музеями, колокольнями, домиками и котиками сыт не будешь. Уж сколько копий сломано вокруг да около того, что приезжающие к нам гости настроены на определённый уровень восприятия действительности, в котором нет места неработающей душевой в гостинице или закрытому в 16-00 сувенирному магазину. Но менталитет северного человека очень упорно противится всему новому, непонятному, диковатому.
Вот пример. Недавно у нас появился новый, уже второй по счёту оператор доставки пиццы. Первый уже успел заслужить респект и уважуху тем, что пицца и роллы там весьма настоящие. Второй рьяно бросился завоёвывать доверие пользователей и рекламироваться повсюду. Заказал и я у них пиццу - естественно, "Маргариту", поскольку моё вегетарианство накладывает определённые ограничения на выбор. Каково же было моё удивление, когда "Маргариту" привезли с колбасой. Пришлось вежливо написать ребятам-учредителям, что "Маргариту" во всём мире делают с сыром и помидорами, и, наверное, надо таки переориентироваться. На что мне был дан столь же вежливый ответ, что, во-первых, это не колбаса, а ветчина, а во-вторых, у нас в Тотьме эта пиццерия будет делать "Маргариту" с мясной составляющей, потому что так вот уже сложилось.
Так сложилось, что пиццу "Маргарита" мы печем с колбасой.
Так сложилось, что в лепёшке с сыром ещё одного производителя бесполезно искать сыр, ну и что, зато всего 15 рублей.
Так сложилось, что гостиница у нас построена над рестораном, но это же не беда, вы можете купить беруши.
Так сложилось, что мы забыли включить водонагреватель, потому что привыкли экономить электричество, но вы можете сходить в другую гостиницу за два километра и помыться там, если пустят.
Так сложилось, что у нашего ресторана начальство в Вологде, есть определенный перечень блюд с установленными ценами, и мы не можем предложить вам никакие новые блюда. Что-что, какая еще северная кухня? Да отстаньте, мы зарабатываем и без ваших туристов - на банкетах!
Так сложилось, что нас тут трое официанток в ресторане, но мы лучше посидим и подождем, пока люди съедят первое и подойдут к нам за вторым, но сами второе не понесём. Мы так не привыкли.
Так сложилось, что в магазине именно в тот момент, куда туда приходят единомоментно 50 человек (и о том предупреждалось заранее), работает только одна касса.
Так сложилось, что мы тут живём как привыкли, и меняться в угоду чему-то эфемерному, непонятному, зыбкому, будь то туристы или вегетарианцы, - не хотим.
В аське был такой смайлик: "головой об стену" - вот это, наверное, те самые ощущения, которые я испытываю при столкновении с нашим сервисом.
Как это исправить? Ребят, вас там много тусило на "Интурмаркете", пока я с ОРВИ валялся. Обсуждалось ли это вообще? Если обсуждалось, в каком аспекте? Есть ли какие-то иные виды воздействия, кроме простых человеческих разговоров с учредителями и владельцами? Я понимаю, что может быть, я многого хочу, и две пиццерии в маленьком городе - это уже хорошо, да и гостиниц вроде хватает. Но мы же все хотим развития, а не топтания на месте. И туристов хотим - не нарисованных на бумаге, а реальных.