Или как это назвать? С платными парковками все, в общем, знакомы. Может быть, не лично, но слышали. В России таких пока еще мало, но, надеюсь, станет больше. Мы впервые с платной парковкой непосредственно столкнулись в Гааге, где нужно было оставить автомобиль и отправиться погулять. Там вопрос решился просто: где-то на окраине (если интересно, координаты здесь). За 7 евро можно было оставить автомобиль на целый день и втроем кататься на трамваях. Работает для всех, и своих, и иностранцев. Хотя, за весь день в гаагских трамваях ни один контролер так и не появился.
В Хельсинки не прокатит. Парковки везде платные. Найти бесплатную парковку – это тот еще квест. Хотя, даже бесплатная, она будет ограничена по времени. Поэтому у вас, по сути, два варианта действий. Первый – искать парковку, мотаясь по Хельсинки, растрясая завтрак (обед, ужин и все остальное) по брусчатке. Для того, чтобы остановиться бесплатно, нужно где-то купить парковочные часы.
Купить их можно на АЗС, в магазинах (в каком-нибудь супермаркете на кассе). Стоят они сущие копейки – 2 евро, а сэкономить могут десятки. Кроме того, такие же порядки есть и в других странах Европы, так что однажды купленные часы потом могут пригодиться где угодно, а много места в машине не занимают. Часы пластмассовые (можно найти и красочные бумажные, но вот такие пластиковые долговечнее и выглядят из-за своей простоты лучше), небольшие по размерам (примерно А6 формата). Работают очень просто: приезжаете на парковку, обозначенную соответствующим значком, смотрите на свои часы, выставляете на часиках время, в которое остановились. Причем, если остановились, например, в 15:40, ставите 16:00. Если же встали на парковку в 15:20, ставите 15:30 (впрочем, многое зависит от личной наглости).
После этого кладете часики под лобовое стекло и спокойно покидаете автомобиль по своим делам. Под знаком парковки будет табличка, указывающая, как долго в часах ваш автомобиль может здесь находиться. Если очень нужно, то через указанное время можно прийти, выехать с парковки, сделать кружок по району или вокруг магазина, встать на парковку заново и заново выставить часики на новое время. На некоторых парковках (например, на придомовых) таблички могут устанавливать время для парковки по часам (скажем, с 8 утра до 18 вечера паркуемся по часикам на указанный период) и время свободной парковки (с 18:00, до 8 утра парковка свободная) на парковочных местах для гостей. Остальные места будут безлимитными, но отмеченными номером квартиры. Поэтому ставить автомобиль на эти места нельзя (на длительное время, конечно), если вам нужно просто перекинуть вещи и чуть-чуть передохнуть, встать на место для жителя дома, конечно, можно. Потом извинитесь, если хозяин вам что-то скажет. Люди в Европе культурные и никто помои на башку выливать не будет. Объясните, что буквально на пять минут передохнуть и все.
Парковки по часам, правда, встречаются, как мне показалось, не часто. В Хельсинки найти их не удалось. Зато в Турку и Эсбо таких много и это немало экономит средства. Но, если по часам встать нельзя, ищем платную парковку и готовимся расстаться с весьма немалой суммой. Паркоматы на платных парковках в общем не отличаются от всех остальных европейских. Может отличаться алгоритм набора времени парковки. Так, например, в Гауде в паркомате набирается именно время парковки, а уже потом вычисляется сумма. В Хельсинки и Турку на паркоматах набирается сумма, от которой и будет зависеть время. Набор производится в евро и набрать нужное время достаточно просто (у меня получилось со второго раза). Везде есть английский язык (можно найти и русский, но кому это надо?) и все паркоматы без исключения принимают банковские карты.
К вопросу о картах: российские карты действуют в Европе везде. Нужно только убедиться, что по карте разрешены операции в других странах. Для карт VISA это, как правило, VISA Classic и выше. Про MasterCard ничего не знаю. МИР не принимается точно, но, насколько слышал, переговоры ведутся и вскоре наши карты могут стать вполне себе нормальным платежным средством в Европе. Как правило, курс обмена при операциях по картам выгоднее, чем обменный курс в банках, а вам не нужно возиться с мелочью и сдачей. Практически везде есть бесконтактные терминалы и по моему личному мнению в Европу нужно ехать только с картами и минимумом необходимых наличных (в этот раз у нас было только 120 шведских крон наличных – мизерная сумма. В Германию мы брали 400 евро наличными и еще осталось, и, как оказалось, можно было брать и меньше, намного меньше.
После оплаты паркомат распечатает вам вот такой талон, на котором будет указано время окончания его действия и, соответственно, время, когда нужно будет уехать с парковки.
Соответственно, указана сумма и все остальные необходимые данные. Сам собой, если бы мы пришли к автомобилю не в 14:59, а, например, в 15:05, никто бы не стал нас штрафовать за такую просрочку. Задержка на несколько минут не возбраняется и все всё понимают. По парковкам ходят инспекторы и заглядывают под лобовое стекло, где должен лежать этот талон. Правда, как и везде в Европе, никаких гарантий, что инспектор пройдет по парковке хотя бы раз за все время действия талона, нет. В общем и целом, 1 час парковки в Хельсинки стоит 4 евро. И это еще не самая высокая цена. Заехав на парковку Стокманна, которая расположилась глубоко под землей, мы выяснили, что 30 минут парковки обойдутся в 3,50 евро. Зато на память у нас остался вот такой талончик.
Не знаю, на кого рассчитаны такие парковки, но женщина перед нами заплатила за стоянку своего автомобиля 23.50 евро. Мы же поспешили выехать оттуда побыстрее и оставить автомобиль на обычной платной парковке за 4 евро в час. Дешевле только в порту. Например, оставляя автомобиль в Турку более чем на сутки, мы получили вот такой талон:
Тариф там 12 евро за 26 часов. Администратор в терминале сказал нам, что где-то рядом с портовой крепостью Турку есть новая парковка по 5 евро за 26 часов, но либо она совсем новая, либо наши карты врали. Так или иначе, если окажетесь в порту Турку и вам нужно будет оставить машину недорого, проверьте, не открылась ли парковка здесь. Само место парковки отмечено синим значком «Р». 29 декабря 2017 года на этом месте еще шли строительные работы.
Но, как видите, парковка автомобиля более, чем на сутки, обошлась нам весьма дешево по местным меркам. В Швецию, если только вы не собираетесь туда на несколько дней и покататься, брать автомобиль не имеет смысла вообще. Поэтому ехать или нет в Финляндию на своем автомобиле – решать каждому самостоятельно. Я считаю, что на автомобиле проще, несмотря на дорогие парковки.
Оранжевый автомобиль неплохо эпатирует публику. Финны заглядываются на него, обращают внимание. За все время других автомобилей отечественного производства в Финляндии мы не встретили.