7-й урок в школе. Тема репрессии 30-х годов

[Блогово]

Дорогие ребята. Меня зовут Ида Александровна Климина. Я выросла в Мяксе, закончила Мяксинскую среднюю школу в 1958 году. Сегодня хочу рассказать о своих дедушках. Поднимите руки, кто знает своих дедушек, общается с ними или общался? 

Я своих дедушек никогда не видела, т.к. один умер от голода и непосильного труда в сибирской ссылке, другого расстреляли. Дедушка по линии мамы Ионин Дмитрий Иванович жил в Мяксе, вырастил 4 сыновей и дочь, был плотником, конюхом - «на почте служил ямщиком». Второй дед по линии отца Климин Ефим Илларионович жил в дер. Кодино, у него было 6 сыновей и одна дочь, работал плотником в колхозе. 

Приказ о начале репрессий начал действовать 5 августа, а моего деда Ефима забрали 6 августа. Ему было 70 лет. При жизни его дети так и не узнали о судьбе своего отца, все документы были засекречены. 

В наше время только у внуков появилась возможность узнать о последних днях жизни их дедушек. Примерно с 1987 года моя мать искала, но ничего не добилась о своём отце Дмитрии Ивановиче. Его брат Ионин Михаил Иванович тоже был арестован, остались жена и шестеро мал-мала меньше детей. О дедушке Ефиме тогда узнали, что расстрелян, но не известно где. Мне дали справку, что наследники могут получить две зарплаты плотника в колхозе «Кодино». Мы считали, что дедушка расстрелян где-то в Череповце. Но в прошлом году, узнали точно, что дед Ефим расстрелян в Ленинграде и покоится в Левашовской пустоши.

Я сразу туда поехала на день скорби 30 октября, на акцию под названием «Хотелось бы всех поимённо назвать». При входе на кладбище, люди ударяют в колокол, произнося вслух или мысленно имена родственников.Колокол звучит постоянно в этот день. Была очень удивлена, что на митинге в Левашовской пустоши к поклонному кресту возлагали венки в память о своих гражданах консульства: Эстонии, Польши, Индии, Перу и т.д., около двадцати стран. 
Нынче я отвезла дощечку с фотографией деда и прикрепила рядом со знаком вологжанам.