Кедровая роща. Имена из небытия

[Блогово]
Вместо эпиграфа:

В районе Вологды известно только одно место массовых захоронений расстрелянных — в районе деревни Чашниково. По подсчётам исследователей, здесь захоронено не менее тысячи человек (точное число неизвестно).
Владимир Пешков,   «ВЫСШАЯ МЕРА»  газ. Премьер №30 (1029) от 1 августа 2017 г.

Всё правильно. Все согласно  инструкции.
Виртуозы-большевики совершили невозможное – провели МАССОВЫЕ репрессии в обстановке  совершенной  секретности.

 

Миронов, начальник УНКВД по Западно-Сибирскому краю. 25 июля 1937 года,  ДО  начала операции:

«До тех пор, пока мы с вами не проведем всю операцию – эта операция является государственной тайной со всеми вытекающими отсюда последствиями… малейшее разглашение общей цифры, и виновные в этом пойдут под военный трибунал…»
«Чем должен быть занят начальник оперсектора, когда он приедет на место? Найти место, где будут приводиться приговоры в исполнение, и место, где закапывать трупы. Если это будет в лесу, нужно, чтобы заранее был срезан дерн и потом этим дерном покрыть это место, с тем чтобы всячески конспирировать место, где приведен приговор в исполнение, потому что все эти места могут стать для контриков, для церковников местом религиозного фанатизма. Аппарат никоим образом не должен знать ни место приведения приговоров, ни количество, над которым приведены приговоры в исполнение, ничего не должен знать абсолютно потому, что наш собственный аппарат может стать распространителем этих сведений...».

Так и делали,  перемололи     миллионы людей в лагерную пыль, расстреляли    ОКОЛО   миллиона  человек  - и до сих пор секретят.   

Между тем, близ Вологды есть,  кроме Чашниково,  есть еще, по крайней мере, еще одно  место массового захоронения политзаключенных  -   в лесу  близ деревни Барское (ныне – поселок Майский Вологодского района). Около двух километров на Запад от поселка Майский, близ филиала Ермаковской птицефабрики. (птицефабрика в сороковые годы являлась  совхозом НКВД)
 

Расстрелы  производились в 1937-1938 годах, предположительно так же в 1940 году.
Имя из небытия. 
Подходов  Василий Андреевич,  кузнец,   из крестьян,  Череповецкий район, арестован в ноябре 1937 года,   когда Череповец вошел в   состав  вновь образованной Вологодской области.
4 декабря 1937 года решением Тройки (Начальник УНКВД Жупахин, второй секретарь обкома Овчинников и прокурор Дрожжин)  приговорен к расстрелу.  Расстрел состоялся около  10 декабря на полигоне Барское . (дата реконструирована по ведомости  получения расстрельной командой   водки, копченой грудинки, колбасы краковской и шоколада)

Летом 2010 года  мне стало известно,  что Василий Подходов – прадед тележурналиста Леонида Парфёнова.

 Насколько мне известно, место  расстрельного полигона близ Майского  обнаружил сын одного из расстрелянных    -  Фридрих Васильевич Матюхин. Его отец, Василий Васильевич Матюхин,   директор Вологодского Молочного института (ныне Молочно-Хозяйственная Академия)   24 апреля 1937 года  был   исключен из рядов ВКП (б)   как враг народа. 17 мая 1937 г. он был арестован, а 24 апреля 1938 г.  расстрелян.

 

Были также расстреляны в марте-апреле 1938 г.: преемник Матюхина на посту директора Института Иван Васильевич Уваров, кандидат наук Евгений Иванович Осминин, преподаватель Федор Иванович Юхнев и его жена Надежда Никаноровна.
Заведующая музеем  Молочной Академии Маргарита Александровна Рукавишникова  рассказала, как это происходило, каждый раз особо отмечая, что вот эту фамилию не надо упоминать, этого не хотят ныне живущие родственники...
Поэтому, не называя имен, я  покажу,  КАК ЭТО БЫЛО.
Преподаватель  Молочного института позвонил домой,  чтобы разогревали обед, но к обеду его не дождались. Его ВЗЯЛИ на тех коротких 100 метрах, что отделяли здание института от дома. Больше его не видели.

 Место расстрела  Фридриху Матюхину  указали местные жители -  первый пионер поселка Майский Николай Никанорович Белов и Нина Владимировна Дримичева.
Фамилия    Матюхина  Василия Васильевича за номером  34 содержится  в сводном списке  лиц,  (64   фамилии)  подлежащих суду Военной  коллегии Верховного суда СССР,   Вологодская область,    по первой категории, от 19 апреля 1938 года, завизированного подписями Сталина,   Молотова, Кагановича, Жданова.
АП РФ, оп.24, дело 416, лист 102
Вот так, этим списком,  24 апреля 1938 года,   64 человека расстреляли вот здесь, в лесу. 

Сам список - АП РФ, оп.24, дело 416, лист 104, 105, 106   за подписью   - Шапиро.  Начальник 8 отдела ГУГБ НКВД СССР  старший майор госуд безопасности.
С марта по ноябрь 1938 именно за подписью Шапиро Исаака Ильича  отправлялись на утверждение в ЦК ВКП(б) сводные списки лиц, подлежащих суду Военной Коллегии Верховного Суда, а также оформлялись постановления Особого совещания при наркоме внутренних дел СССР.
Являлся одним из ближайших доверенных сотрудников Ежова.

Про белого и пушистого Сталина.
Нынешние  защитники  сталинизма  уверяют нас, что это все нехороший Ежов виноват, а  хороший Сталин – ни сном, ни духом  не знал.
Но – бюрократическую машину террора сдает бюрократия же.
 

На   списке  «по первой категории» от Вологодской области, в котором  Василий Матюхин     - подпись Сталина.

 
Вот этим скорбным путем прошел Фридрих Васильевич к месту  расстрела отца.  На птичнике ему дали сапоги, и проводили к месту расстрела, которое найти не просто.
Долгое время расстрельный полигон «Барское»  был огорожен колючей проволокой,  около 1975 года   на этом месте посадили  кедры (точнее – сибирскую сосну).
 

 

Как скрывали содеянное палачи, и как сейчас продолжают скрывать их потомки.  

Заведующая Вологодским  музеем-квартирой Варлама  Шаламова Алла Рожина 
 

обращалась с запросом в Вологодское управление ФСБ относительно полигона «Барское». 
- Нет, нам ничего не известно! 

Конкретный пример. 
Сначала  Нине Мартыновой,  вдове сгинувшего    безвестно человека был вручен документ "Свидетельство о смерти № 40", там говорилось, что Мартынов Игорь Васильевич умер 07.08.1941, о чем в книге записей актов гражданского состояния о смерти за 30 апреля 1947 года произведена соответствующая запись за № 44. Возраст - 30 лет. Причина смерти - от язвы желудка. 

      1987 год. В стране политика гласности. В 1988 году в Москве работает комиссия по реабилитации репрессированных. Нина Ионовна пишет в областное управление КГБ и получает второй документ "Свидетельство о смерти": "Гражданин Мартынов Игорь Васильевич умер 27 апреля 1938 года в возрасте 26 лет, о чем в книге регистрации актов о смерти 1939 года сентября месяца 19 числа произведена запись за № 9. Причина смерти - расстрелян. Место смерти - город Вологда. Место захоронения не установлено".

Вот здесь он был расстрелян,  в этом лесу, здесь же и упокоился.
По всему, здесь же лежит   Сергей Александрович Изюмов. Он был расстрелян в один день с Мартыновым.
 Изюмов Сергей Александрович, (15.08.1887 – 27.04.1938), , в 1897-1899 г. учился в Вологодском Духовном училище 2 отделения 1 разряда, затем в Вологодской духовной семинарии. В 1908 г. учился в Демидовском юридическом лицее на средства отца. Был участником Первой мировой войны. Попал в плен и находился в плену в Австрии. Вернулся в Россию после революции. Проживал в с. Шуйском Междуреченского района Вологодской области. 22 марта 1938 г. был осуждён Особым совещанием НКВД СССР по ст. 58 УК РСФСР к высшей мере наказания. Приговор приведен в исполнение 27 апреля 1938 г. Определением ВК Верховного Суда СССР от 25.06.1957 г. постановление Особого совещания от 22.03.1938 г. отменено и дело прекращено за отсутствием состава преступления

Имена из небытия -   список подлежащих суду Военной  коллегии Верховного суда СССР,   Вологодская область,    по первой категории, от 19 апреля 1938 года.

1. АРИСТОВ Апалос Васильевич
2. БАРАЕВ Федор Константинович
3. БАРТЕНЕВ Николай Сергеевич
4. ВАЛЬКОВ Григорий Михайлович
5. ВЕЛИКАНОВ Иван Васильевич
6. ВЛАСОВ Арсений Иванович
7. ВОРОБЬЕВ Николай Иванович
8. ВОРОПАЙ Виктор Семенович
9. ГОЛУБЕВА София Павловна
10. ГОРДЕЕВ Петр Прокопьевич
11. ГОРЕВ Федор Николаевич
12. ГРАЧЕВ Михаил Васильевич
13. ДЕМИЧЕВ Дмитрий Ипатович
14. ДИЛАКТОРСКИЙ Александр Александрович
15. ДОДИОМОВ Макс Исаакович
16. ДРАЧЕВ Александр Алексеевич
17. ДРОЗДОВ Дмитрий Григорьевич
18. ЕВСТИГНЕЕВ Павел Александрович
19. ЖИЛОВ Александр Трофимович
20. ЖУРАВЛЕВ Иван Алексеевич
21. ЗАПРИЕВ Дмитрий Васильевич
22. ЗАРОДОВ Анатолий Александрович
23. КОРЩИК Амос Васильевич

24. КОСАРЕВ Казимир Александрович
25. КРАСАВИН Венидикт Алексеевич
26. КРИУЛИН Александр Арсентьевич
27. КРЫВОЙ Ефим Яковлевич
28. КТИТОРОВ Иван Тимофеевич
29. КУНДИН Иван Алексеевич
30. ЛЫКОВ Михаил Васильевич
31. ЛЯПКИН Василий Михайлович
32. МАКСИМОВ Яков Александрович
33. МАРШУКОВ Федор Николаевич
34. МАТЮХИН Василий Васильевич
35. МЕЛЬНИКОВ Андрей Иванович
36. МЕНЬШИКОВ Иван Андрианович
37. МИЛИЦИН Николай Павлович
38. МУРЗИН Андрей Михайлович
39. НЕКРАСОВ Борис Васильевич
40. НИКОЛАЕВ Иван Васильевич
41. НОВОЖИЛОВ Константин Федорович
42. ОБРУЧЕВ Степан Васильевич
43. ПОНОМАРЕВ Николай Алексеевич
44. ПОПОВ Михаил Александрович
45. ПЫШКАЛО Даниил Михайлович
46. РОЗАНОВ Николай Платонович
47. РУДАКОВ Илья Алексеевич
48. РУСИНОВСКИЙ Николай Михайлович
49. РЮМИН Иван Михайлович
50. СКОТНИКОВ Иван Степанович
 51. СМЕКАЛОВА Вера Александровна
52. СОЛОПОВ Дмитрий Иванович
53. СЫСОЕВ Николай Иванович
54. ТИТОВ Николай Михайлович
55. УВАРОВ Иван Васильевич
56. ХРИСТОВОЙ Николай Федорович
57. ХРОМОВ Александр Федорович
58. ШАЛАВИН Александр Киприянович
59. ЮРКИН Григорий Арсеньевич
60. ЮХНЕВ Федор Иванович
61. ЮХНЕВА-ПОПОВА Надежда Никаноровна
62. ЯБЛОКОВ Павел Иванович
63. ЯКОВЛЕВ-ЭПШТЕЙН Илья Аркадьевич
64. ЯНГОСОРОВ Василий Павлович

АП РФ, оп.24, дело 416, лист 104, 105, 106

Малоснежный декабрь 2011 года. Я вновь иду в лес, веду в кедровую рощу N, человека, чей отец был расстрелян здесь в  декабре 1937 года. Следом за нами проламывается сквозь кустарник полированный танк с его охраной. 

Топ-менеджер Газпрома, вышедший на пенсию и живущий на Лазурном берегу во Франции, идёт последним путём своего отца. Нехилые возможности службы безопасности Газпрома плюс приличные деньги дали ему возможность узнать подробности, и я вновь слышу знакомую фамилию человека, который приводил приговор в исполнение. 

…В августе 1991 года по всему Советскому Союзу горели малозаметные костерки. Сжигали документы в территориальных управлениях КГБ. 

В Вологде часть этих «уничтоженных» документов оказалась в руках коллекционера и антиквара Михаила Сурова, что вполне объяснимо, если учесть, что его отец, пенсионер Василий Васильевич Суров, до 1980 года возглавлял отдел по внутренней и оперативной агентуре в УВД ВО. 

У Михаила Сурова N. купил приказ Вологодского УНКВД, согласно которому к Дню чекиста (20 декабря), 19.20. 1937 года сержант НКВД Позгалёв был награждён именными часами. И несколько материальных ведомостей на получение шоколада, колбасы копчёной, водки и проч., подписи в которых свидетельствуют, что получал их сержант, как командир отдельного подразделения, выполнявшего работу на полигоне в лесу близ деревни Барское в декабре 1937 года.
Как возмущался бывший губернатор Вячеслав Позгалев, когда я опубликовал это

Неправда! – писал Вячеслав Евгеньевич. -    Мой отец, Евгений Михайлович Позгалев тогда был слишком юный!
Но  - чем в 1937 году  занимался  его дед,  Михаил,  почему то не сообщает....