Сделанная со вкусом, безумно красивая попытка оправдать мужскую несостоятельность, бесхребетность и инфантилизм - таким, если вкратце, для меня стал спектакль "Одержимость", показанный в рамках проекта #TheatreHD.
Совместная постановка театра «Барбикан» и Toneelgroep Amsterdam даже несмотря на звездного Джуда Лоу на афише не собрала аншлага в Череповце (справедливости ради отмечу, что спектакль в нашем городе показан не впервые). Когда пожилая пара с последнего ряда через 10 минут после начала спектакля недовольно ворча покинула зал, нас осталось всего 8. Мне хочется верить, что это были 8 человек, знающих обо всех шикарных экранизациях романа Джеймса Кейна "Почтальон звонит дважды" (1934) и наслаждавшихся современным его прочтением, которое представил режиссер Иво ван Хове.
Сравнивать то, что было сказать по поводу звонящего дважды почтальона у Шеналя, Висконти, Гарнетта, Рефельсона и вот сейчас у ван Хове, не стану, так как всех экранизаций я не смотрела. Да и сюжет встречался в разных вариациях еще в десятках произведений, поэтому его уже можно отнести к "вечным".
Красавчик-бродяга Джино случайно оказывается в небольшом кафе, которое держат супруги. Между ним и молодой женой владельца кафе Ханной вспыхивает страсть.Тщетно пытаясь сбежать от своих чувств, Джино в конце концов идет на поводу у Ханны и они подстраивают автомобильную аварию, в которой муж Ханны гибнет. Женщина чувствует себя свободной и счастливой, ожидая того же от любимого, но его мучает совесть и сомнения по поводу истинных причин случившегося. После нескольких ссор и примирений Джино узнает, что Ханна беременна, и убивает ее снова, подстроив автокатастрофу. Он арестован.
У Иво ван Хове всё. Сцен суда, в которых так блестяще сыграл Джек Николсон в 1981 году, не ждите. Потому что последствия не важны. Всё случилось в первые 5 минут действия, когда в Богом забытую забегаловку заходит порочно привлекательный и голодный Джино-Лоу, и его голод утоляет красноречиво сидящая на стойке Ханна-Рейн. Кстати, Иво хорошо показывает, что это за голод. Рядом с девушкой на стойке лежит сырое мясо (слишком прямолинейный, на мой взгляд, паралеллизм). Но тарелки, поставленные Ханной перед мужчинами, совершенно чистые и рядом с ними нет приборов. Голод героев совсем другого рода, и его не утоляет ни страсть, ни смерть, ни достаток, ни даже свобода. Они пусты. Красивы, умны, талантливы, сильны, красноречивы, но внутренне совершенно пусты. В спектакле это подчеркнуто фрагментарностью сюжета, отсутствием связок и переходов между событиями, скудными декорациями и интересным реквизитом. Я бы отметила машину в виде подвесного сооружения, напоминающего мотор, и вытекающий из него струйкой мазут, символизирующий кровь. А еще сцену, когда убитый муж Ханны встает и убирает за собой мазут, в то время как Ханна и Джино моются. Он исполнил свою роль в этой драме и теперь настолько же не важен, насколько был неважен и прежде.
Что важно? Важны невероятно красивые позы главных героев, особенно когда они сплетаются в страстных объятиях. Важен невероятно красивый свет, падающий на персонажа Джуда Лоу. Он красив, а работа осветителя делает его просто чертовски красивым. Такими "нечестными" приемами режиссер пытается заставить зрителя его понять, пожалеть, оправдать (поэтому и суд уже не нужен, ведь каждый из нас уже признал его невиновным). Несчастный запутавшийся и раскаивающийся... А женщина - обольстившая, хитростью заставившая, получившая выгоду, предавшая...
Будете смотреть спектакль, проверьте себя: если вы так и подумали, то у вас, наверное, проблемы. Наверное, у нас у всех проблемы.