- Да это же не дом, это дворец целый! - сказал кто-то из гостей Преображенских торжеств, переходя из одной комнаты в другую. Действительно - дворец. Тысяча квадратных метров площади, однако.
Почему он так хорошо сохранился в бурях двадцатого века - загадка. Преображенский храм не уцелел, растащили танками уже в семидесятые годы, а дом - пожалуйста, стоит. А ведь ему скоро двести лет, однако, - построен в 1830.
Сохранить усадьбу: не столько как это сделать, сколько - для чего.
- Мне сказали реставраторы: повезло, что дом выстроен из лиственницы, - рассказывает Николай Алфеевич Сайкин, главный двигатель процесса возрождения господского дома в Куркине. - Он у вас, говорят, роскошной сохранности.
Ну, следы пребывания конторы сельхозпредприятия в дворянской усадьбы все же заметны, но надо быть точным: они, эти следы, не разрушительны.
Перестройки - а как без них барский особняк приспособить для конторы? - совершались вполне гуманно, совсем не для того, чтобы, как поется в партийном гимне, новый мир построить. Видно, что - не ломать хотели во что бы то ни стало, а просто при способить для себя, уважая то, что сделано не ими.
Дико вроде бы должны выглядеть в дворянских интерьерах огромного размера живописные изображения агрономов на сортоучастке и доярок между коровами - а вот поди ж ты, вполне вписываются. Как и строгая надпись "Касса" над окошком в коридоре.
Может быть, потому что это - не украшение, а приметы жизни.
Такой стихийный постмодернизм. Всё сочетается со всем. Секрет роскошной сохранности - не только в материале, но и в атмосфере этого дома, который принимает самые разные проекты и помогает им состояться. Помню, как долго размышляли в выставочном центре "Красный угол" о принципах развески фотографий фотографов "Красного Севера", которые составили выставку, посвященную столетию главной газеты Вологодчины.
Прикладывали, перевешивали, обсуждали... А тут развесили, где место нашли - и здорово оказалось! Господский дом принял эту выставку - и показал всем, кто пришел, с некоторой даже новизной интонации.
Дом хочет жить, так надо же помочь ему!
- Я всегда с удовольствием приезжаю в Куркино, - говорит Татьяна Александровна Ватсон, внучка последнего владельца Покровского. Не потому, что здешние места напоминают усадьбу Брянчаниновых, куда Татьяна Александровна приезжает каждый год из Австралии, где живет уже больше полувека. Ей нравится, что еще одна дворянская усадьба возвращается к жизни; может быть, нынешним русским будет понятнее и ближе жизнь России прежней.
Анатолий Владимирович Андреев - потомок владельцев куркинской усадьбы - приехал на Преображение в Спасское-Куркино с женой, Еленой Владимировной. Живут он в Петербурге, а вот дети - все трое - за границей. Так уж сложилось, что поделаешь...
- Почему же не помнили о предках? - несколько даже удивленно отвечает он на вопрос, как хранили память о дворянских дедах и прадедах в советское время. - Помнили, конечно. Жаль, что здесь нет моей сестры, она очень много знает семейных историй, анекдотов.
Андреевы с удовольствием делятся всем, что у них есть. Все фотографии, что бережно сохраняли целый век, передали Николаю Алфеевичу. Вот и нынче привезли подарок - портрет одного из предков. Мало того, Анатолий Владимирович не раз оказывал помощь восстановлению родовой усадьбы; в том, что всю зиму отапливался храм, есть и его лепта.
- Мы стараемся, чтобы летом здесь было как можно больше людей, - говорит Николай Алфеевич Сайкин, как он себя сам характеризует, - охранитель и оберегатель, а ещё ходитель, проситель, клянчитель, доставатель, прибиратель и зазыватель в в усадьбе Спасское-Куркино.
Причем это не только туристы-экскурсанты (кстати, всех желающих осмотреть усадьбу Николай Алфеевич встретит и все покажет, только приезжайте), но и работники. Волонтеры со всего мира приезжают работать на благоустройстве парка и прудов, художники пишут картины на пленэрах... Куркино радо всем, и каждый чувствует себя здесь как дома. Ну и, конечно, рад помочь - чем может.
Писатель Вадим Валерьевич Дементьев передал в библиотеку усадьбы свою книгу о Вологодчине "Отчина и дедина", а его жена, доктор филологических наук, профессор, а кроме того - знаменитый театральный, художественный и литературный критик Капитолина Антоновна Кокшенёва подарила идею - создать в Спасском-Куркине центр народной культуры. Чтобы огромный дом был не хранилищем, а местом для работы. Чтобы и усадьба жила, и традиционная культура, чтобы здесь не только любопытствующие разгуливали, но и мастера занимались своими искусствами-ремеслами: шили, плели и вязали, писали картины и книги переплетали, делали народные костюмы и носили их, кстати, - это же так красиво, кстати! В общем, чтобы здесь жизнь жительствовала.
Праздник в Куркине открыл новый этап возрождения старинной усадьбы: начат сбор средств на проект реставрации усадебного дома. Денег нужно немало, миллион восемьсот тысяч - но чем быстрее удастся выполнить этот проект, тем скорее может быть открыто финансирование для полномасштабных реставрационных работ.
- Есть меценат, который готов оплатить реставрацию, - говорит Николай Алфеевич, - он представляет солидную фирму. Первое его условие - передать усадьбу в госсобственность - мы выполнили, спасибо администрации Вологодского района. Наличие проекта реставрации - это второе условие. Мне кажется, серьезный подход говорит о реальности намерений.
Связаться с Николаем Алфеевичем Сайкиным можно на его страничке в ФБ
Есть страничка "Усадьба Спасское-Куркино"
Обо всех расширениях возможности оказать помощь благому делу мы будем сообщать.