Про пенсию Пугачевой мне думать не очень интересно

[Блогово]

 Я думаю про пенсии бабушки и мамы. Бабушка у меня - ветеран войны и труда. У нее "хорошая" пенсия. Но она на нее не живет. Она 2/3 уже много лет отдает двоим своим детям - моим дяде и тете. И всем кажется, что это нормально. Такое прижизненное наследство. 

Правда, никто эти суммы наследством не считает, что несколько раз приводило к ужасно неловким ситуациям, по которым моя мама, как самая благополучная, оказывалась вне диалогов о крупных объектах. 
Пару лет назад, например, бабушка получила крохотную квартиру где-то на окраине города, и ее тоже отдала этим же детям. 

Я стараюсь в это не вмешиваться, потому что от маминых рассказов мне хочется немедленно начать искать вокруг режиссера Звягинцева, а не найдя его - побежать за водкой, потому что переносить эту русскую безысходность на трезвую голову невозможно. 
А пить мне нельзя.

Бабушка отдает деньги, потому что им - надо. И это не шутки. Зарплаты в городе - до 15 тысяч. Пенсии - около 9. 

И меня это ужасает: что выплаты в городе и пенсии в стране такие, что взрослые, даже пожилые уже люди годами берут деньги у женщины сначала за семьдесят, потом за восемьдесят, а теперь уже за девяносто. Что они даже привыкли к этому, и никто не кричит "почему?! " и не бегает с лицом персонажа Мунка.

Для меня это всегда было такой абсурдной и страшной ситуацией, что те несколько месяцев, когда я действительно включала пенсию мамы (тоже не крохотную по меркам страны - северные надбавки, ветеран труда, но смехотворную с точки зрения жизни в Петербурге в 2009 году) в необходимые доходы, были для меня колоссальным ударом по самооценке.

Моей бабушке сейчас кроме осознания, что она полезна и любима, мало что нужно. Ей это нормально. Она живет в хорошей квартире, о ней заботятся. 
Есть вероятность, что только я вижу ее выплаты каким-то признаком социальной катастрофы.

Но для меня один из показателей нормальной социальной ситуации в стране - это возможность пенсионера жить на свои накопления в свое удовольствие и оставить наследство, если он захочет, в то время как для обеспечения детей достаточно, чтобы у них были образование и работа. Ситуация, в которой эти два пункта все равно оставляют людей в ситуации бесконечной необходимости помощи, для меня страшна.

Мою маму страхую я. Я и мое образование - лучшие ее инвестиции. Все прочие попытки сохранить деньги в России закончились фразой "с этим государством нельзя играть в азартные игры". 
Последний раз часть денег она потеряла в 2014 году, когда забрали лицензию у банка, в котором у нее лежали деньги.

И это какой-то кошмар, потому что моя семья - это довольно приличные люди. С образованием и желанием хорошо работать. Но этого недостаточно.