Сухие строки из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела:
Когда Алексей Петров стал копать в своем гараже яму для погреба, он вряд ли рассчитывал найти останки жертв далекой войны.
Хочется выразить ему огромную благодарность за то, что не промолчал, не испугался проблем, связанных с эксгумацией захоронения в его гараже, а активно помогал в работе.
Гараж был расположен в бору, всю жизнь существовавшим на окраине нашего города, в месте, где сходятся несколько дорог и идут на север, в сторону Борисово-Судского. Именно по этой дороге шла эвакуация мирных жителей из Карелии и части Вологодской области затронутой войной. Это была единственная дорога, шедшая по вепсским местам, через леса и болота к Оште. По воспоминаниям еще живых свидетелей того времени, живущих в Колошме, беженцы шли нескончаемым потоком. Скорее всего, и эти люди шли с той стороны. Если бы это были местные жители, то их бы похоронили на кладбище.
Вот кадр немецкой аэрофотосъемки того времени. Красным кружком обозначено примерное место расположения захоронения.
А вот на другом фото видно, что рядом с этим перекрестком немцами был обозначен какой-то объект. Сейчас на этом месте расположена автозаправка.
Прибывшая на место полиция начала свою работу. Мы сразу же предложили свою помощь. Когда археолог Кукушкин увидел, как мы работаем, то он просто порекомендовал именно нас. Следственный комитет всё сделал официально.
В небольшом, узком раскопе было просто невозможно работать сразу нескольким поисковикам.
Поэтому работали по одному. Самую тщательную работу доверили Любе Павленко.
Мужчины разгребали землю и выносили её наверх. Раскоп уходил под стену гаража, но, как вскоре выяснилось, не так далеко. Витя Киприн помог обследовать раскоп металлоискателем. Ничего не было бнаружено…
Все находки – это две маленькие пуговицы…
И останки людей
Вот их осматривает корреспондент нашей газеты – Ксения Елисеева.
Моя дочь помогала на выкладке
Захоронение останков было произведено 22 июня на городском кладбище, за памятником погибшим в войну красноармейцам, находившихся в госпиталях на бабаевской земле. Пусть и там они закрывают собой мирных жителей, как делали это во время войны…
Спасибо Сергею Булочкину, который нашел время помочь с захоронением.
Спасибо Председателю ВРОО "Центр защиты прав граждан "ВАШЕ ПРАВО" Алене Крымовой за организацию захоронения. Центр реально защищает права граждан не только при их жизни.
Спасибо администрации города Бабаево и лично Павлу Морозову, которые смогли найти и ресурсы и время на организацию захоронения жертв той далекой войны.
На свежую могилу были положены игрушки, которыми так и не успел поиграть ребенок…
1 ноября 1943 был подписан Секретный протокол Московской конференции Министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, 18-м пунктом которого была «Декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства». 2 ноября «Декларация…» была опубликована в газете «Правда» за подписями Рузвельта, Сталина и Черчилля. В заключительном абзаце «Декларации…» было указано:
Эта декларация не затрагивает вопроса о главных преступниках, преступления которых не связаны с определённым географическим местом и которые будут наказаны совместным решением правительств союзников.
Развязывание Германией агрессивной войны, применяемый как государственная идеология геноцид, разработанная и поставленная на поток технология массового уничтожения людей на «фабриках смерти», бесчеловечное отношение к военнопленным и их убийство, стали широко известными мировой общественности и требовали соответствующей юридической квалификации и осуждения.
Из обвинительной речи главного обвинителя от СССР Р. А. Руденко:
Господа Судьи!
Для осуществления задуманных ими злодеяний главари фашистского заговора создали систему преступных организаций, которой была посвящена моя речь. Ныне те, кто поставили целью установить господство над миром и истребление народов, с трепетом ждут грядущего приговора суда. Этот приговор должен настичь не только посаженных на скамью подсудимых авторов кровавых фашистских «идей», главных организаторов преступлений гитлеризма. Ваш приговор должен осудить всю преступную систему германского фашизма, ту сложную, широко разветвленную сеть партийных, правительственных, эсэсовских, военных организаций, которые непосредственно претворяли в жизнь злодейские предначертания главных заговорщиков. На полях битв человечество уже вынесло свой приговор преступному германскому фашизму. В огне величайших в истории человечества боёв героической Советской Армией и доблестными войсками союзников были не только разгромлены гитлеровские орды, но утверждены высокие и благородные принципы международного сотрудничества, человеческой морали, гуманные правила человеческого общежития. Обвинение выполнило свой долг перед высоким судом, перед светлой памятью невинных жертв, перед совестью народов, перед своей собственной совестью.
Да свершится же над фашистскими палачами суд народов — справедливый и суровый.
Но не все было так просто.
Трибунал признал преступными организации СС, СД, гестапо и руководящий состав нацистской партии.
Нацистский кабинет министров, Генеральный штаб и Верховное командование вермахта (OKW) преступными организациями признаны не были.
Никто из осужденных не признал своей вины и не раскаялся в содеянном.
Советский судья И. Т. Никитченко подал особое мнение, где возражал против оправдания Фриче, Папена и Шахта, непризнания германского кабинета министров, Генштаба и ОКВ преступными организациями, а также пожизненного заключения (а не смертной казни) для Рудольфа Гесса.
Йодль был посмертно полностью оправдан при пересмотре дела мюнхенским судом в 1953 году, но позже под давлением США это решение было аннулировано.
Ряд осуждённых подали прошения в Контрольную комиссию союзников по Германии: Геринг, Гесс, Риббентроп, Заукель, Йодль, Кейтель, Зейсс-Инкварт, Функ, Дениц и Нейрат — о помиловании; Редер — о замене пожизненного заключения смертной казнью; Геринг, Йодль и Кейтель — о замене повешения расстрелом, если просьбу о помиловании не удовлетворят. Все эти ходатайства были отклонены.
15 августа 1946 г. американское управление информации опубликовало обзор проведённых опросов, согласно которым подавляющее число немцев (около 80 %) считало Нюрнбергский процесс справедливым, а виновность подсудимых неоспоримой; около половины опрошенных ответили, что подсудимым должен быть вынесен смертный приговор; только 4 % отозвались о процессе отрицательно
Вынеся обвинительный приговор главным нацистским преступникам, Международный военный трибунал признал агрессию тягчайшим преступлением международного характера. Нюрнбергский процесс иногда называют «Судом истории», поскольку он оказал существенное влияние на окончательный разгром нацизма.
Кстати, свои сожаления о недостаточно проявленном судом гуманизме выразила католическая церковь. Собравшиеся в Фульде на конференцию представители католического духовенства, не возражая против необходимости суда и осуждения, отметили, что применявшееся во время процесса «особенная форма права» привела ко множественным проявлениям несправедливости в процессе последовавшей денацификации и отрицательно сказалась на морали нации.
Когда вынимаешь из раскопа останки солдат, ты понимаешь, что они сражались с врагом по крайней мере, на равных. Когда вынимаешь останки стариков, женщин и детей, становится понятным вся несправедливость любой войны. И уж тем более, войны на уничтожение целых рас и народов которую развязали фашисты. Именно такие факты должны четко показывать недопустимость фашизма в любых его проявлениях. Жаль, что бюрократические формальности не позволяют назвать документ не отказом в возбуждении уголовного дела, а очередным приговором фашистам…