Если вы хотите понять, что происходит с нашим образованием, то взгляните на памятник архитектуры на ул. Зосимовской, дом 1. Он же супер-престижная вологодская школа с углубленным изучением английского языка для детей одарённых родителей.
Здание, бывшее когда-то домом генерал-губернатора XVIII века, трижды разрасталось и перестраивалось, но неизменно оставалось учреждением образования. В XIX веке это было Александровское реальное училище, после революции школа второй ступени (как бы сейчас сказали «средние 5-9-е классы»), а после уже всем известная первая школа. В 1967 году ей уже катастрофически не хватало места и была сделана пристройка, в 1991 году она получила статус объекта культурного наследия.
Последнее укрупнение школы (чувствуете тренд?) произошло уже в нашем веке. Само-собой совершенно незаконно, имея статус неизменяемого памятника, к ней была сделана внушительная пристройка. С этого же времени началась стремительная деградация основного «старого» здания. Как-то случайно она совпала с деградацией все образовательной системы.
Переехав в новую пристройку, оставив только «побочные» предметы, вроде технологии и физкультуры, ни администрация школы, ни управление образования, ни само правительство области старым зданием больше не занимались, не ремонтировали, деньги не вкладывали, а бросили на самотёк. Даром что добрая половина детей муниципальных и региональных управленцев здесь училась, но оказалось недосуг.
Периодически в новостях появлялось очередное ЧП об обвалившейся штукатурке, школа очередной раз ограничивала вход в здание, пока в этом году при престраннейших обстоятельствах даже с учётом сильных холодов разом лопнули 70 метров труб отопления, вышли из строя радиаторы да ещё и разморозился ввод водопровода. После, которой всякую коммуникацию со старым зданием прекратили. Как председатель ТСЖ я нахожу эту аварию весьма странной, а было ли вообще отопление в трубах, а если не было, то почему была не слита вода?
Одновременно, начались традиционные разговоры, что у старого здания проблемы с фундаментом. Ну да, дом, основание которого стоит два с половиной века по умолчанию имеет хороший фундамент, это не значит что его не надо укреплять, но если в неотапливаемое здание в сильные морозы залило водой, то это проблемы кроворуких управленцев, а не самого здания.
На последнем совете при Губернаторе по сохранению исторических поселений опять возник вопрос о реставрации знакового для линии набережной памятника. И как всегда были озвучены ошеломительные миллиардные цифры реставрации, на которые всем совсем должно быть понятно, что ответить можно только по-медведевски. Ну там, денег нет, держаться, вот это всё. Впрочем, не было понятно, почему реставрационный проект нельзя реализовывать поэтапно и с каких «борщей» взялась такая феерическая сумма?
Однако, кажется, что стабильная консервация вошла в острую стадию стремительной деградации. Как само старое здание первой школы, так и вся образовательная система. Переполненные школы, вторые смены, принудительное выпинывание девятиклассников — всё указывает на то, что образовательной системе Вологды нужны дополнительные пространства и территории.
А вот же оно — здание где есть и история, и традиции, и пространства. Да и деньги как убеждают многочисленные антикоррупционные расследования есть. Только не про нашу честь.
Так и деградируем вместе с образованием и старой первой школы.
На фото немного о строительных технологиях и времени. Арочные окна первой школы, сделанные в XVIII и XXI веках. Угадайте где какое.