Скандинавы говорили – Гардарики, страна городов.
Арабские купцы хорошо знали Русь, и отличали ее от славян. В «Книге драгоценных сокровищ» арабского писателя X века Ибн-Даста говорится, что Русь не имела «ни деревень, ни пашень», и в то же время отмечает на Руси большое число городов, и что живут эти города «в довольстве».
Известия о том идут из незапамятной древности, но нам сейчас трудно это понять – как так, страна ТОЛЬКО городов?
И фантазия людей 19-20 века услужливо подсказывала благостную картину - стоит на реке древнерусский город или большое село, огороженное частоколом и рвом, а в окрестностях равномерно разбросаны деревни, большие и малые.
А что это нам напоминает? А это напоминает благополучную Германию - большой город в окружении городков поменьше... Примерно через каждые 10 километров городок, а между ними, равномерно, чистенькие деревни...
Примерно та же картина в соседней Франции.
Зимы практически нет, вместо нее деми-сезон, межсезонье. Полевые работы ведутся 10 месяцев в году, скот практически круглый год на пастбище.
( У нас – стойловый период мог достигать двухсот дней, и потому на каждую корову нужно было заготовить минимум полторы тонны сена)
.
Вот это благостное представление о ЕВРОПЕЙСКИХ городах с ремесленным и торговым населением и ЕВРОПЕЙСКИХ деревнях с бауэрами и вилланами перенесли на земли Русского Севера.
Признаюсь, что и у меня было такое же дикое представление - вот стоит начальный город Вологда, в вокруг него прячутся в лесу, на берегу лесных рек деревни-однодворки, живущие на почти полном самообеспечении. Свой хлеб выращивали, мололи и пекли, все овощи были со своего огорода. Нужна кормушка для птицы, поилка для скота - мужик брал топор и вырубал колоду. Одежда, обувь – все свое, от выращивания льна до пошива одежды из самолично сотканого полотна.
Пару раз в год мужик нагрузил лошадь вьюками, пробрался лесной тропой в город на торг, продал меха, мед, воск, купил соль и железо.
Всё! Больше мужику ничего не было нужно!
Но археология не подтверждает этого, и хозяйственные документы свидетельствуют, что вне торговых путей (а тогда это были реки) постоянных сельских поселений, деревень, до 16 -17 века у нас практически не было.
Почему?
А если включить мозги, и напомнить себе, что предки не дурней нас были? А если вспомнить, что тогда было подсечно-огневое земледелие, вологодский хлеб рос в лесу? Кстати – отличный хлеб - современные эксперименты показали, что зерно, выращенное древним способом, содержит бОльшее количество протеина, кальция, фосфора, калия и других важных элементов питания человека, чем современное зерно.
Представьте, мужик по осени убрал урожай, обмолотил зерно, и...
Вот скажите, что мужику, а тем более – старикам, бабам и малым детям, делать зимой в лесу? Охотиться? Но охотились на пушного зверя только ранней зимой, а потом до февраля был перерыв, и в феврале охотились недолго.
На этот краткий период для здоровых, крепких мужиков достаточно было охотничьих избушек и землянок.
Кстати, землянка - это не от дикости и лени. Зарывались в землю не случайно. Землянка, заглубленная в землю, засыпанная землей и снегом, даже в лютые морозы сохраняла плюсовую температуру внутри, около 4-5 градусов. (На глубине 2 метров зимой у нас температура земли около 6-8 градусов - помаленьку доходит тепло от магмы.) От большой нужды зимой можно было переночевать, не затопляя печку, и оставленная в ведре вода не замерзала, даже если вернешься через неделю.
Эта традиция - иметь второе жилье - долго сохранялась у моих предков – коми-зырян, о чем говорится в отчете вологодского губернского земства за 1903 год:
«Огромное большинство зырян имеют не только «кирку», избу, к которой обычно прилегает сарай для скота и клочок обрабатываемой земли, но и «выр-кирку» – лесную избу, которую зырянин строит в глубине лесов за десятки и сотни верст от своей деревни и от всякого другого жилья; в выр-кирке он проводит несколько летних, осенних и зимних месяцев, занимаясь рыболовством и охотой».
Элементарная логика, житейский здравый смысл говорит - если через каждые 2-3 года пахотное поле перемещается на другое место, то не хрен по дикому бездорожью семью за собой таскать, каждый раз строить капитальный дом и хозяйственные постройки. Главное - малым детям не надо жить в экстремальных условиях.
Детей берегли - как своих будущих кормильцев.
Не случайно говорили – один сын – не сын, два сына – пол-сына, три сына – сын. Царь Алексей Михайлович говаривал - тяжелей всего молиться Богу и досматривать родителей.
Никаких собесов и пенсий в помине не было, так что гарантией благополучной старости были здоровые дети, морально готовые предоставить родителям кров и не попрекнуть куском хлеба.
А без хлеба вологжане жизни не представляли, и килограмм ржаного хлеба на человека в день – вовсе не много.
И – практически каждая семья занималась выращиванием хлеба, даже служивые люди, потому что князь за службу давал не жалованье, а – землю. Псарь, выращивающий собак для княжеской охоты? Вот тебе за это земля, кормись сам и корми свору собак.
Соколиный помытчик, поставляющий охотничьих птиц, кречетов, ястребов и соколов для княжей охоты? Вот тебе ДАЧА, то есть земля для прокорма.
Княжий бортник? Сдал столько то бочонков меду и несколько кругов воску. Молодец! А чтобы семью мог кормить, вот тебе земля, чтобы кормился пашней и сенокосами, охотой и рыболовством. .
Княжеский бобровник, который должен был «...на бобров в осеннее ходить» сам жил не охотой, а князь его жаловал – землей, на которой тот выращивал рожь, овес и т.д.
Так где же рос вологодский хлеб в начале города Вологды?
А вот в лесу то и рос, потому что непосредственно возле города пахотной земли было немного, а хлеба надо было – много.
ПОДАЛЬШЕ ПОЛОЖИШЬ – ПОБЛИЖЕ ВОЗЬМЕШЬ
Так какая же нужда гнала коренных жителей Вологды за десятки верст от города разрабатывать пашню?
Для сравнения
Еще мой прадед, Степан Лепихин, пахал сохой. В 1911 году он вместе с восемью другими семьями, отошел от родного села Еловино на пять верст в вековой лес, и разрабатывал пашню именно подсечно-огневым способом.
А потом – поскольку земли в окрестностях уже было относительно мало, новопоселенцы стали применять трехпольную систему, с внесением органических удобрений, и одновременно строили деревню Починок Малое Еловино.
Вот дом Степана Лепихина (фото 1975 г.)
Зачем же переселялись? Что мешало жить в Еловино?
Вот здесь стояла изба.
А давайте посчитаем.
У прадеда моего, Степана Федотовича, было три лошади и 8 коров. 8 коров не для того, чтобы в молоке купаться, а - для навозу, без которого хлеб на пашне не родился.
На одну десятину (около гектара) нужно вывезти около 4 тысяч пудов навозу, или 64 тонны. Средняя грузоподъемность воза - 15 пудов ( около 240 кг.) То есть, если бы прадед возил навоз из Еловино то ему пришлось бы 270 раз съездить туда-сюда по худой лесной дороге за 5 верст, то есть 3240 верст, (3 450) километров, и это – на ОДНУ десятину.
Вот по этой дороге (фото 1975 г.)
Вот расстояние по карте
Скорость передвижения – около 5 км в час, лимит - 30-35 км в сутки, то есть в день - от силы 3 раза съездить из хлева в Еловино на поле, то есть – 90 дней, как раз все лето прокатаешься, и лошадка за это время съест около 500 килограмм овса, а на траве да сене много не наездишь.
А если от хлева до поля 500 метров, то в день можно съездить раз 35, а то и 40, то есть за неделю управишься.
(Намеренно не рассматриваю вариант с толокою или помочью – в 1914 году в деревне ( Малоеловинский починок) числилось 7 дворов, (20 душ муж. и 24 жен.) так что если работать помочью (по очереди с каждого двора возить) то работать было веселее, спорее и как бы легче, но по времени – ровно те же 7 рабочих дней.)
А теперь представьте, не село Еловино 1914 года (100 дворов, примерно 600 человек) а город Вологда 14 века – 500 дворов, около 3 тысяч человек. Сразу за городской стеной пахотной земли немного. На болоте рожь не посеешь, а выделят клин ПАХОТНОЙ земли в районе нынешнего Ковырино (район ПЗ) или нынешнего Льнокомбината... Читай – выше - 3 месяца будешь навоз возить на одну десятину.
Так что получалось, что значительно легче и дешевле растить хлеб в 30-40 верстах от Вологды подсечным земледелием, получать богатый урожай, чем растить его в окрестностях ближних окрестностях города.
И доставить в город его значительно легче - по течению реки.
Сравните энергозатраты - одна лошадь на телеге может на телеге привезти за раз примерно 250 кг зерна. А по воде, даже против течения ОДИН человек (бурлак) вполне способен тянуть лодью с грузом в 5 тонн, то есть в ДВАДЦАТЬ РАЗ БОЛЬШЕ.
(Потому города и стояли ТОЛЬКО на реках).
Для сравнения – спустя 500 лет, в веке восемнадцатом:
«Житние подсеки... разрабатываются на расстоянии более чем в 5 верст от деревень, в среднем в 10-20 верстах от них».
И в веке 19:
Сжатую рожь в снопах оставляли обычно на подсеках до зимы и вывозили в селения с установлением санного пути. На дальних подсеках рожь и обмолачивали и хранили затем в специально выстроенных там хлебных амбарчиках. Запасы ржаного зерна, хранящегося на подсеках сысольских крестьян в 70-80 верстах от дома, в конце ХIХ в. доходили до 200-300 пудов на хозяйство.
Вот потому на Русском Севере бытовало понятие – ЛЕТНЯЯ ДЕРЕВНЯ.
Сейчас это явление почти забыто, между тем, летние деревни (как сенокосные поселения) дожили на Русском Севере до XX века в Архангельской области, и вывезенные оттуда дома представлены в архитектурном музее Малые Корелы (Пинежский сектор)
Сохранившиеся сезонные поселения Севера (Улеша и Хорнемская) расположены в верховье р. Пинеги Архангельской обл. и отстоят, соответственно на 12 и 30 км от основных деревень (Усть-Выя и Хорнема).
Как и любое сезонное жилье, изба в летней деревне была облегченного типа, и не годилась для долгого проживания зимой.
Как правило, в каждом доме летней деревни жила семейная пара, детишки которой оставались в городе на попечении бабушек и дедушек, так что молодые, помимо выращивания хлеба, без помех могли заняться и производством следующих детей.
В веке XX летние деревни обрели вторую жизнь под названием «дача», в виде садово-огородных товариществ, где на 6 сотках горожане с крестьянским корнем умудрялись и домик поставить, и обеспечить себя на зиму овощами и фруктами.
И близ Вологды множество таких «летних деревень», и Москва и Питер окружены ими.
Да что говорить – пригородный поселок Майский, (центральная усадьба совхоза Майский) застроенный изначально трех-пятиэтажными домами, тоже имеет летнюю деревню под псевдонимом «дачи».
Живет, живет крестьянский корень в моем народе, не засох еще в девятиэтажках...