«Поздно пить боржоми, если почки отказали» - именно такое выражение приходит на ум, когда вас приглашают поучаствовать в мероприятии, где обсуждаются практически принятые решения, и на которые вы уже не можете повлиять в принципе.
На начальном этапе обсуждения ваше мнение никого не интересует, в состав рабочей группы, где принимаются проекты будущих решений, вас не приглашают (даже если вы не просто стучитесь, а ломитесь в эту дверь). А вот, когда всё уже решено и когда необходимо легитимизировать принятые без вашего участия решения – вот тогда, пожалуйста, закрытые для вас до сей поры двери волшебным образом открываются, и вы становитесь желанным гостем на чужом празднике жизни.
Вам даже разрешают высказать свою точку зрения по обсуждаемой теме, и не просто разрешают, а призывают к этому. И не важно, что вы говорите, важно, что вы там что-то вообще говорите (мы ведь должны поставить галочку, что посоветовались с общественностью, без этого сегодня никак). Можете со всем соглашаться, а можете разнести всё в пух и прах – да, спасибо, мы учтем ваше мнение, оно для нас очень важно, спасибо–спасибо, да идите уже….
Именно такое ощущение сложилось у меня, например, при обсуждении результатов отбора дворовых территорий для капитального ремонта на 2017 год в рамках партийного проекта " Городская среда", такое же чувство возникло и вчера.
Вчера по приглашению куратора партийного проекта «Управдом», депутата Вологодского заксобрания Гордеева А.В. принял участие в работе круглого стола «Деятельность предприятий ЖКХ в условиях нового законодательства» (https://vologod.er.ru/news/2017/5/26/deputaty-frakcii..). Тема масштабная, но в основном обсуждалась проблематика, связанная с утверждением новых (июньских) общедомовых нормативов потребления воды и электроэнергии.
Напомню, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов, а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Соответственно, при определении таких нормативов должны учитываться следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома:
а) в отношении холодной и горячей воды – этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием;
б) в отношении электроэнергии – количество и типы потребляющих электроэнергию оборудования и устройств, износ внутридомовых инженерных систем.
То есть, норматив потребления коммунального ресурса, необходимого для обслуживании общедомового имущества, должен быть индивидуален для каждого дома и зависеть от его конструктивных особенностей, изношенности внутридомовых сетей и наличия в доме того или иного оборудования.
До утверждения новых нормативов при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в МКД, должны были применяться нормативы, установленные субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016г.
Чем не устраивали старые нормативы? Да тем, что норматив потребления носил условно-усредненный характер, то есть, был единым для всех МКД, несмотря на существенные различия в параметрах, влияющих на потребление коммунальных ресурсов в каждом конкретном доме.
Для того, чтобы привести нормативы в соответствие с параметрами МКД, влияющими на потребление коммунальных ресурсов, Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования (ДТЭК и ТР) в полном соответствии с действующим законодательством разослал во все управляющие организации области бланки для предоставления данных для формирования нормативов, учитывающих индивидуальные особенности каждого дома (наличие систем водоснабжения и водоотведения, энергопотребляющего оборудования, паспортные характеристики этого оборудования, степень износа систем и т.д.). Была создана рабочая группа, перед которой поставили задачу проанализировать всю поступающую информацию и дифференцировать все многоквартирные дома по соответствующим «нормативным» группам.
В результате никаких новых нормативов, учитывающих индивидуальные особенности МКД, мы так не увидели, а увидели лишь попытку исправить собственные ошибки, допущенные РЭКом ещё в 2014 году (при расчете нормативов по эл.энергии не учитывались площади подвалов и чердаков). Ожидания собственников жилья и руководителей управляющих организаций в том, что наконец-то будет наведен более-менее справедливый порядок в нормировании общедомовых расходов, не оправдались - гора родила мышь.
Кстати, когда мы увидели, что в состав рабочей группы не был включен ни один председатель ТСЖ, сразу же направили своё предложение о включении в группу нашего представителя. Предложение осталось без ответа. А ведь мы могли бы иметь обратную связь с рабочей группой, принимать корректирующие решения ещё на стадии обсуждения нормативов, а не на заключительной стадии, когда эти нормативы уже практически утверждены.
Признаюсь, шел на данное мероприятие с надеждой услышать весомые аргументы, объясняющие мне и остальным участникам «круглого стола», почему же цели и задачи, изложенные в соответствующих постановлениях правительства РФ, так и не были достигнуты (позже стало известно, что «отличились» не только наши вологодские чиновники, но и в большинстве регионов страны никаких «дифференцированных» нормативов также не установили).
Услышал следующее: если применять «минстроевские» методики для формирования нормативов, то в каких-то домах нормативы будут выше, в каких-то ниже (ну, так это ж естественно, мы же и хотим уйти от условно-усредненного характера норматива). Изменить методику мы не можем, поэтому начнем работать над её изменением в законодательном поле, в частности, необходимо убрать из расчетов по нормативам по электроэнергии площади чердаков и подвалов, что, конечно, уменьшит абсолютную величину данного норматива (что мешало раньше «поработать» над методикой в законодательном поле - не объяснили).
А пока, чтобы материальное положение наших граждан, проживающих в домах, где общедомовые нормативы при использовании существующих методик расчета должны быть выше, не ухудшилось, применим усредненный вариант для всего региона, то есть, единый для всех МКД области норматив по водоснабжению и энергопотреблению (норматив на водоотведение решили не устанавливать, что также вызвало вопросы у профессионального сообщества) Материальное положение граждан, которые проживают в домах, где общедомовые нормативы должны быть меньше (в частности, где применяются энергоэффективные технологии), но платить по усредненным нормативам они будут больше, видимо, никого не интересует.
В общем, возвращаемся к тому, от чего пытались уйти, принимая новые постановления и строча многочисленные разъяснительные письма.
Уважаемые коллеги! Норматив потребления является категорией экономической, имеет вполне четкий и определенный механизм формирования. Его величина не должна зависеть от чьего-то желания сделать «всем хорошо». Помните призыв, прозвучавший от ДТЭК и ТР к управляющим организациям, которые должны были предоставить информацию о параметрах МКД для формирования нормативов, – «Необходимо отметить крайнюю степень важности предоставления корректной информации». Для чего нужна была корректная информация? Да для того, чтобы каждый дом можно было бы отнести к определенной нормативной категории в соответствии с его параметрами.
А вот политическая составляющая общедомового норматива должна проявляться в законах, регулирующих механизм его применения. Здесь вполне оправдано и даже необходимо применение принципов, учитывающих интересы различных категорий собственников, в том числе и в первую очередь, тех, в чьих домах установлены общедомовые приборы учета и проводятся энергосберегающие мероприятия.
Что получилось на практике? Новые нормативы носят по-прежнему условно-усредненный характер, а механизм их применения остался прежним. Да, Государственная Дума рассматривает законопроекты, при принятии которых соответствующие изменения будут внесены в жилищное законодательство. Но пока-то нам предстоит жить с новыми нормативами по старым правилам.
Кстати, в абсолютном выражении новые нормативы меньше прежних, а вот в относительном (относительно площадей чердаков и подвалов) - они стали значительно больше. И такое положение дел гарантированно приведет к новому противостоянию собственников и управляющих организаций, и, как следствие, к валу обращений в Государственную жилищную инспекцию, о чем мы неоднократно предупреждали (напомню, что с 2017 года ГЖИ наделена полномочиями по проверке правильности начисления нормативов).
Поскольку, как известно, спасение утопающих – дело рук самих утопающих, всем собственникам помещений в МКД, несогласным с «июньскими» нормативами, необходимо вместо привычных «наездов» на свои УК, писать заявления напрямую в ГЖИ с просьбой разобраться с этими самыми общедомовыми нормативами, применяемыми в вашем доме. Может быть, тогда вы получите более-менее объективную картину в отношении того, какими должны быть общедомовые расходы в вашем МКД при надлежащем содержании вашего общедомового имущества выбранной вами управляющей организацией.
По любым вопросам, связанным с проблематикой ЖКХ, просим обращаться в НП «Вологодская ассоциация ТСЖ(ЖСК) и собственников жилья» по тел. 89212325749, по адресу [email protected] или писать в группу ВК https://vk.com/club70932085.