Покружив изрядно по Вологде, мы снова придём к той же улице Ворошилова, на которой стоял «печальный дом» под № 10. Но на этот раз нас будет интересовать улица перпендикулярная ул. Ворошилова. Теперь она называется ул. Ветошкина. Была она и Большой Духовской, и Железнодорожной, а стала им. Ветошкина. И как оказалось, она из «рубцовских» улиц Вологды, наряду с Урицкого и Ворошилова (естественно, все названия из того времени).
Но сейчас давайте пойдём в обратном направлении от конца улицы в начало. Нас в первую очередь заинтересует дом № 105. Дело в том, что в середине 1960-х годов в квартире №50 этого дома было организовано общежитие комсомольских работников.
Сейчас трудно установить сколько времени там проживал поэт, но, видимо, срок был довольно большой. Именно к этому периоду относится известное письмо к секретарю обкома КПСС В.И.Другову, в котором Николай Рубцов рассказывает о своей жизни в этом общежитии:
«…Начиная с того же 1962 г. я постоянно жил и зарабатывал, как говорится, на хлеб (а также занимался студенческими делами) в г. Вологде и ее окрестностях. Но постоянного адреса все это время не имел. Снимал «углы», ночевал у товарищей и знакомых, иногда выезжал в Москву— на период экзаменационных сессий. В общем, был совершенно не устроен.
При Вашем благожелательном участии (Вы, конечно, помните встречу с Вами вологодских и других писателей) я получил место в общежитии. Искренне и глубоко благодарен Вам, Василий Иванович, за эту помощь, так как с тех пор я живу в более-менее нормальных бытовых условиях.
Хочу только сообщить следующее:
1. Нас в комнате проживает трое.
2. Мои товарищи по месту жительства — люди другого дела.
3. В комнате, безусловно, бывают родственники и гости.
Есть еще много такого рода пунктов, вследствие которых я до сего времени не имею нормальных условий для работы. Возраст уже не тот, когда можно бродить по морозным улицам и на ходу слагать поэмы и романы.
Вследствие тех же «пунктов» я живу отдельно от жены,— впрочем, не только вследствие этого: она сама не имеет собственного жилья. Среди малознакомых людей я привык называть себя «одиноким». Главное, не знаю, когда это кончится. Василий Иванович! Вряд ли я ошибусь, если скажу, что жизнь зовет к действию...»
Поскольку в марте 1968 года Николай Рубцов переехал на Набережную 6 Армии, 209, то письмо к В.Другому нашло адресата (сейчас, по всей видимости, известен черновой вариант этого письма, который и цитируется в данной заметке).
Можно твёрдо говорить, что Николай Рубцов бывал на ул. Железнодорожной (Ветошкина) довольно много и часто. Ещё в детстве он гулял в саду клуба Октябрьской революции. В этом же квартале находилась столовая, в которой работала его тётя – Софья Андрияновна Рубцова .
Тётя Соня, без сомнения, была важным звеном в семейной истории Рубцовых. По-видимому, через неё (или от неё) будущий поэт узнал, вероятно, о своём отце и сестре Гале после детдома. И жила тётя Соня на ул. Ветошкина, 6а. Рубцов неоднократно бывал у неё дома.
Стоило бы нам зайти в здание ДКЖ (Дворец культуры железнодорожников), всегда в народе имевшее и второе название КОР (клуб Октябрьской революции). Пока такая возможность есть. В 1960-е годы здесь располагалась литературная студия, которой руководил Борис Чулков.
Большинство участников студии (самые видные – Сергей Чухин, Нина Груздева, Герман Александров, Игорь Тихонов) были вологодскими друзьями Николая Рубцова в конце 1960-х годов. Рубцов, без сомнения, бывал в ДКЖ много раз, мимо такого центра культуры в те годы пройти было никак нельзя.
Ну и напоследок ещё один адрес Н.М.Рубцова в Вологде. Как известно, ул. Ветошкина начинается как бы с тупика. В времена царского режима, она начиналась от стен Свято-Духова монастыря. Сейчас от «немецкого» дома по ул. Менжинского, 64. Именно в этом доме жил известный вологодский поэт Игорь Тихонов.
Хорошо известно, что молодые поэты были сильно дружны, Н.Рубцов бывал много раз в его квартире, возможно, ночевал. Поэтому этот адрес может считаться «рубцовским» по праву. К сожалению, пока не удалось утвердить ещё один адрес Н. Рубцова на ул. Ветошкина.
Есть данные, что несколько журналистов областных газет «Красный Север» и «Вологодский комсомолец» жили в конце 1960-х годов в доме № 23. И надо полагать, что и в этом доме Николай Рубцов тоже бывал… Но пусть это пока останется загадкой для нас.