Гледенский иконостас

[Блогово]

На горе Гледен, на пересечении рек Сухоны и Юга, в XII веке был основан город. Вскоре этот город был перенесен в долину реки Сухоны, где стоит и по сей день. Называется город Великий Устюг.
(Не перенесли бы тогда Устюг с горы в долину - может и не было бы таких страшных наводнений, как в прошлом году?)
А на горе Гледен остался с тех времен Троице - Гледенский монастырь.
Монастырь был богатый, в XVII-XVIII веках здесь заменили деревянные храмы на каменные.
В 1659 году  был построен величественный Троицкий собор с приделом Николая чудотворца.
А во второй половине XVIII в соборе был возведен знаменитый резной барочный иконостас.
Я не очень люблю барокко в русских храмах, мне оно кажется не родным.
Но этим иконостасом и его сохранностью нельзя не восхищаться.
 

Вид с горы Гледен в сторону Великого Устюга.

 

Троицкий собор монастыря. 1659 год.

 

Барочный иконостас 1772-1785 гг.

 

Прототипом Гледенского иконостаса стал иконостас Зачатьевского собора Спасо-Яковлевского монастыря Ростова Великого. За рисунком с него ездили в 1773 году.

 

 

Царские врата Троицкого собора и Зачатьевского собора. 1762-1764 гг. 

http://www1.rostmuseum.ru/publication/srm/017/melnik01p.html

 

В 1772 году были закуплены "сто кряжей липы", краски, листовое золото и осетровый клей.

За работу взялись резчики из Тотьмы братья Тимофей и Николай Богдановы.

Золочение и раскраску скульптур проводил Петр Лабзин с артелью.

 

Евангелисты на Царских вратах.

 

Интересно, что сначала фоном для сидящих евангелистов служили зеркала. Потом зеркала, как светский  дворцовый материал, были убраны.

 

Под резной сенью на серебряных облаках - Бог Саваоф.

 

Распятие с предстоящими.

 

Южная дьяконская дверь.

 

Сень над дьяконской дверью.

 

Архидьякон Стефан.

 

Ангелы, херувимы, серафимы.. за этим богатством не сразу увидишь живопись икон.

 

В 1776 году над иконами начал работать устюжанин Алексей Колмогоров. По договору за 3 года он должен был написать 53 иконы. Умер Колмогоров в 1780г., написав большую часть икон. Работу продолжили другие устюжские мастера.

 

Икона местного ряда "Троица".А. Колмогоров. 1778г.

 

 

 

 

 

 

Икона местного ряда "Собор трех святителей", А.Колмогоров, 1777г.

 

 

 

 

Пристенные иконы Николай Чудотворец и Троица Ветхозаветная созданы в XVII веке. Очевидно, они перенесены в новый иконостас из старого иконостаса ХVII века.