Боль за утраченные деревянные памятники

[Блогово]

На крайнем северо-востоке Ленинградской области, вдоль реки Свирь - выжженная земля. Великая война прошлого века не оставила от многих местных деревень камня на камне. Одни поля, леса и речные просторы. Однако многочисленные теплоходы, идущие по Волго-Балту, частью которого является Свирь, очень нуждались в "зелёной стоянке" - так появилась китчевая деревня Верхние Мандроги в стиле "а-ля рюс". Не самая плохая в череде аналогов, однако ни разу не музей. И вот теперь туда перевозят руинированную церковь Елисея Пророка в Сидозере - жемчужину потенциального "деревянного кольца Подпорожья". Церковь стояла в голом поле, никем не охранялась, рисковала погибнуть в любой момент - однако она была вживлена в свою естественную природную среду. Теперь её там не будет. "Подпорожское кольцо" как интереснейший, но малоизвестный маршрут, лишилось выдающегося памятника. А на новом месте храм появится не в музее, а в туркомплексе, ориентированном в первую очередь не на сохранение деревянного памятника, а на зарабатывание денег.

Боль за многочисленные утраченные деревянные памятники заставляет относиться к сакраментальному вопросу "переносить или не переносить?" двояко. С одной стороны, риски утратить деревянный храм на своем подлинном месте, где зачастую (как в Красной Ляге на Каргополье) уж и жилья-то никакого нет - велики. А если перевезти в музей - "вырвать" храм из своей подлинной среды и естественного окружения. Я помню свои впечатления от поездки по Красноборью в марте прошлого года, когда мы увидели воочию такие шедевры, как церкви в Верхней Уфтюге и Пермогорье, а также колоколенку в Цивозеро, и были восхищены. Неподалеку от них располагалась замечательная колокольня в селе Кулига Дракованово, очень удачно вживленная в местный ландшафт - но её перевезли в Малые Корелы. Спустя две недели я посетил этот музей под Архангельском, и там на меня эта колокольня не произвела ни малейшего впечатления.

И всё же, как ни странно это осознавать, в вопросе "перевозить или не перевозить?" я однозначно буду отвечать: "перевозить". Слишком горький пример служит тому уроком. Деревянная церковь в деревне Предтеча на Толшме в Тотемском районе готовилась к переезду в АЭМ "Семёнково" - были получены предварительные согласования, работа была уже готова начаться. Но тогдашнее начальство и района, и музея оказалось резко против. Аргументы были примерно те же. Как же можно вырвать церковь из ландшафта, да об этой деревне ж писал Рубцов, да мы тут туризм ещё будем развивать. Угу, развили, как же. Несколько лет назад храм рухнул. И лежит руиной, в назидание всем нам.

Деревня безлюдна? Памятник пустует и разрушается?
Перевозить. Перевозить. И еще раз перевозить.

Фото Alexey Novosyolov.

Фото Alexey Novosyolov.