Образовался кусочек свободного времени. Поэтому, для тех, кто хочет знать, как все на самом деле, а не питаться СМИ - некоторые пояснения про принятый сегодня Государственной Думой закон.
Заголовки СМИ о том, что "декриминализовано домашнее насилие" или, тем более, "в России разрешили избивать жен и детей", совершенно не соответствуют действительности.
Чтобы понять произошедшее нужно иметь представление о том, какова историческая и правовая подоплека вопроса.
Прежде всего - что такое побои, в рамках диспозиции ст. 116 и 116.1 УК РФ. Это такие действия, которые причиняют физическую боль, но _не причиняют вреда здоровью_. Это правонарушение всегда относилось, само по себе, к незначительным - и это правильно, поскольку отражает принцип соразмерности наказания деянию в уголовном праве. Все действия, в ходе которых есть какие-то дополнительные издевательства или причиняется вред здоровью наказывались _и наказываются_ по другим статьям УК РФ (111-115 и 117).
Итак, ранее ст. 116 предусматривала уголовные наказания за все побои, без исключений.
В рамках принятой ранее концепции гуманизации уголовного наказания Верховный Суд предложил некоторые незначительные правонарушения "декриминализовать" - что означает в этом контексте вовсе не "разрешить", а "заменить уголовное наказание административным". Причин к тому много, и они веские. В частности нездорово, когда за первое же незначительное правонарушение человек оказывается судимым уголовником со всеми вытекающими социальными следствиями.
В случае, если человек те же деяния совершает повторно, становится очевидным, что это уже не редкость и не случайность для него - и следует уголовное наказание.
Ровно так поступили с побоями, приняв летом соответствующий законопроект, разработанный Верховным Судом. При этом законопроект очень разумен.
А именно - все незначительные правонарушения он сделал административно наказуемыми, если они совершаются в первый раз и уголовно, если их совершает человек, уже подвергнутый административному наказанию за такое же деяние ранее.
Но не все побои были "на первый раз" освобождены от уголовного наказания. Отягченные случаи, которые и ранее наказывались более сурово, оставили уголовно наказуемыми. Они составили новую редакцию 116 статьи. Остались уголовными преступлениями побои совершенные "из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы".
Это вполне разумно и правильно! И, кстати, "хулиганские побуждения" вполне себе касаются и домашних побоев - и это тоже правильно.
Но чья-то (в общем-то, известно чья, кстати) нелегкая рука (побуждаемая лоббистами) взяла и внесла в эту редакцию поправку, по которой стали наказываться уголовно заключением до двух лет еще и побои "в отношении близких лиц".
Эта поправка абсолютна чужда была логике самого законопроекта и всякой правовой логике. Она взяла и отнесла к уголовно наказуемым побои без всяких отягчающих просто по факту того, кто их нанес, да еще и совершенно дико определив само понятие "близких лиц".
В результате оказалось, что побои без последствий для здоровья нанесенные родственником (даже полузнакомым!!!) караются более жестоко, чем более серьезные преступления против личности... и более жестоко, чем ровно такие же деяния, совершенные посторонними людьми.
Эта норма была нелогична, неадекватна и дискриминационна. По сути, она оказалась направлена против семьи. Потому что по этой норме родитель, давший шлепок своему чаду, даже без всяких синяков (побои в рамках диспозиции 116 статьи не обязательно оставляют какие-либо следы - и чаще не оставляют!) был бы наказан сразу уголовно и ему бы грозило до двух лет тюрьмы. А посторонний или сосед, избивший Вашего ребенка до синяков, но без вреда для здоровья (синяк - не является вредом для здоровья юридически) - отделался бы штрафом.
Понятно, что это вызвало сильное возмущение родителей. Люди сотнями тысяч собирали подписи против принятия этой новой нормы, но их не услышали.
Нормой права стал дискриминационный юридический нонсенс, и довольно опасный.
И очень хорошо, что его исправили, убрав эти слова из УК РФ.
Значит ли это, что "разрешили избивать" жен и детей?
Нет! Никоим образом. Во-первых побои им, нанесенные из хулиганских побуждений (а реальное домашнее насилие, в отличие от, скажем, наказания ребенка, обычно именно таково!) остается наказуемо уголовно по нынешней новой редакции ст. 116.
Во-вторых, наряду с любыми другими побоями, остальные побои наказываются по Кодексу об административных правонарушениях штрафом, обязательными работами, арестом.
В-третьих, если лицо, подвергнутое административному наказанию, снова совершает их, оно несет уголовную ответственность по ст. 116.1 УК РФ.
И это разумно и справедливо, поскольку позволяет избежать недоразумений и случайностей, которые ставили бы на людей клеймо уголовной судимости.
И, самое главное, в случае, если речь идет о настоящем, серьезном насилии, влекущем вред для здоровья или сопряженном с издевательствами - то все это по-прежнему наказуемо, как и было, по другим статьям УК.
Из сказанного очевидно, что утверждения о "декриминализации" почти целиком ложно (особенно с учетом того, что оно намеренно преподносится как "разрешение"). А уж утверждение "разрешили бить" - и вовсе является прямой ложью.
В реальности из уголовного закона просто убрали опасную, юридически нелогичную и абсурдно выглядящую чужеродную вставку. Которую некоторые депутаты честно и справедливо назвали "ошибкой, допущенной законодателями прошлым летом" и которая вызывала вполне обоснованные возмущения общественности.
Для справки - большинство утверждений, которыми влияют на эмоции людей лоббисты (вида рассказов про 14.000 убиваемых мужьями ежегодно жен) - доказанная ложь... да и не имеют они отношения к предмету 116 статьи УК РФ.
Еще для справки - по объективным исследовательским данным, в реальных ситуациях насильственных действий между "интимными партнерами" (в семье, между сожителями и т.п.) 60% насилия - двухсторонне. Только треть оставшихся, односторонних случаев - это битье мужчинами женщин. Две трети - наоборот.
Так подумайте, здрава ли ситуация, когда обменявшись дома пощечинами излишне горячие муж и жена должны были бы оба (!) понести уголовные наказания до 2 лет тюрьмы без права примириться и закрыть дело?
И после этого новыми глазами читайте интернетные и газетные заголовки. И меньше, меньше ведитесь на разного рода нездравые эмоциональные манипуляции лоббистов, у которых совсем иные цели, чем они декларируют.