Наверняка каждый сталкивался с чувством, когда хочется куда-то сбежать, чтобы спокойно побродить, посмотреть интересные места, но чтобы всё было без каких-то лишений. Типа дачи, только что-то новое, живое, спокойное, с нормальным сервисом. В общем, кажется, Вологда идеально подходит для всего этого.
01. Многим город известен своими резными палисадами. До знаменитого дома не дошёл, но зодчества деревянного здесь много:
02. Детали, из которых складывается общее впечатление. Невозможно не любить такие дома - глаз сам цепляется за них:
03. Большинство городов уничтожают свою историю, а вместе с этим и город. Идиоты.
04. Если в Петербурге есть дворы-колодцы, которые хочется изучать один за другим, то в Вологде эту роль играют сами дома:
05.
06. Вроде обычный дом, а как красиво. Убрать бы ещё забор и машину - было бы настоящее путешествие в старину:
07. К сожалению, в России всего несколько городов, где охраняют своё деревянное наследие и уникальность: Иркутск, Томск и частично Вологда. Частично, потому что до сих пор встречается такой беспредел:
08. Говорят, мэрия города начала бороться с рекламой на фасаде, но годы запущения дают о себе знать:
09. Если отсутствие контроля во многих городах вылились в кондиционеры на фасадах и иное повсеместное варварство, то в Вологде подобного в разы меньше. Да, есть надругательство над стариной и задумкой архитектора, но выполнено это куда деликатнее, чем в других городах. Например, вот:
Вроде остеклили балкон - чистой воды варварство, но полное остекление, отсутствие эффекта балкона-склада минимизирует вред, ведь горожане не лишены контакта с архитектурой полностью. Хотя убирать балкон всё равно надо будет.
10. Человеческие деревянные дома компенсируют даже индустриальное жильё:
11. А рядом с жизнью...
12. ... ну вы поняли. Зато в городе уже давно действует градостроительный регламент, запрещающий строить выше исторической застройки в центре. И он работает! Центр не испорчен свечками и это очень хорошо.
13. Исторический центр весьма обширный - спасибо низкой плотности, но бурному расцвету в прошлом, когда город был частью торгового пути в Архангельск, до появления Петербурга. Со слов местных, в своё время Иван Грозный очень хотел даже перенести столицу сюда - как итог большой Кремль и обилие церквей. Один собор очень напоминает московский Успенский собор:
14. Всесоюзные артефакты:
15. Казалось бы, самый центр, туристическая приманка... а спокойно:
16. Терпеть не могу зону Кремля в Москве за суету и туристичность, а тут всё такое настоящее, что даже уходить не хочется:
17.
18.
19. Наука в гараже, зато в Кремле:
20. Башня. Интересно, сгорела или специально разобрали так? Жалко подъёма наверх нет:
21. А ещё, Вологда - это настоящая зима. Шутки шутками, а в Москве начинаешь скучать по такому:
22. Зима! Православие! Лыжи!
23. А вот зимнюю рыбалку не понимаю. В чём кайф?
24. Тут город решил сделать набережную. Памятник первому фонарю и собачке вышел хорошо:
25. ... но вот сама набережная не очень - по проекту её полностью закатали в камень и установили отбойники, которые ставят обычно на трассах. Горожан это возмутило, отбойники убрали, сделав заодно пешеходно-велосипедным участок набережной. Но зелени больше от этого не стало. Увы, проектные ошибки по всей стране одни и те же, благо тут масштаб не такой ужасный, как в Тюмени.
26. Зато в своё время энтузиасты-урбанисты сделали много общественных зон методом тактического урбанизма:
27. Хотя зимнее использование практически не предусмотрено.
28. Вологодский Ленин:
29. Попробуй порисовать на дедушке Ленине в Москве...
30. Карманная версия вождя:
31. А теперь к транспорту. Тут, как ни странно, тоже есть чем похвастаться и о чём рассказать. Для начала о платной парковке:
32. Она должна была охватить большую часть центра. Должна была. Сначала прошлый мэр не дотянул с проектом, сделав как-то всё через одно место, потом жители взбунтовались. Без последнего вообще не бывает, потому что общественную кампанию ни одна мэрия не ведёт в этом плане. Но итог таков, что Вологда единственный город в России, где платную парковку не запустили:
33. А ведь всё установлено и работает:
34.
35. Планирование сделано во многих местах очень странно. К примеру, разметка и тип парковки, который противоречит текущей ситуации и тому, как должно быть:
разметка парковки, но тут все ездят
Напомню, мы с командой делали такую работу для Твери (http://gre4ark.livejournal.com/362531.h
36. Или паркоматы. Кто не знает, это очень дорогая штука, которой пользуется очень мало людей - куда дешевле и проще развивать оплату через телефоны. А тут паркоматы через каждые 50м.
37. Зато, к слову об общем состоянии города, практически все паркоматы чистые и не завандалины, несмотря на долгий простой и откровенную кинутость:
В будущем такой откат сыграет злую шутку с командой, которая будет запускать платную парковку в городе. А такой момент, рано или поздно, настанет. Но горожан тоже можно понять - текущий общественный транспорт города не выдерживает критики.
38. А вот за велопарковку на проезжей части можно похвалить - давно ждём такую на улицах Москвы:
39. Хотя само качество парковки весьма скверное по всему городу.
40. Заборизация Вологда тоже местами доходит до абсурда. Немного колючей проволоки и будет как в зоне:
41. ... хотя местами есть попытки очеловечить это убожество:
42. А ещё тут на целом участке улицы приоритет пешеходов, но знаки пешеходных переходов никто не убрал:
43. Про общественный транспорт, как я уже сказал, хорошего сказать можно мало. Когда-то тут было частное троллейбусное предприятие (нежданчик, да?), которое возило людей недорого и окупалось, даже производство машин было в городе. Москва не смогла, а Вологда сделала: все стрелки в своё время закупили автоматические, из Чехии, благодаря чему троллейбусы проезжают их на нормальной скорости, переключая из кабины контактную сеть:
44. Потом хорошие времена закончились, в итоге сейчас троллейбус под угрозой закрытия, а город отдан на откуп частникам и свободному рынку:
45. При такой схеме от города ничего не требуется, но говорить об эффективности бессмысленно - дублирование маршрутов, погоня за выгодой и конкуренция за пассажира приводят к интервалам, доходящим до 190 минут, гонкам, а город не создаёт инфраструктуры типа выделенных полос, нормальных остановок и хабов. Сегодня в городе нет единого проездного, зато более 4 разных карт лояльности, в зависимости от оператора:
46. Об общественном транспорте мы и разговаривали на лекции, которую меня пригласили вести. Видео будет, но позже:
В общем, хотите сбежать в город, где спокойно и хорошо - добро пожаловать в Вологду. В городе есть частицы дикости, но при этом большинство вещей именно такие, какими и должны быть. Будете в городе - рекомендую кафе Сметану, бары Виновен и Тонга.